В наше время отчего-то принято жалеть русских средневековых женщин и печалиться об их тяжкой женской доле.
Вот как делает сие учебник «История России 7 класс»:
«Дух свободы европейских дворов»! Это просто охренеть, какое полезное, какое важное для воспитания русских школьников уточнение!
Самое время время сравнить содержание российского учебника с реальными фактами, известными нам из исторических документов, в которых жизнь как раз самых знатных, наиболее опекаемых женщин описана довольно подробно.
Каково, к примеру жилось сестрам и дочерям государя Алексея Михайловича? Пробежимся по списку...
Царевна Ирина — жила в селе Рубцове, в собственной усадьбе и по своему разумению, занималась садоводством, строила рыборазводные пруды, занималась благотворительностью.
Царевна Екатерина — посещала балы, уличные гулянья и иные увеселения, часто попадалась на глаза иностранцам, каковые оставили воспоминания с описанием царевны: «носит шапку и платье в польском вкусе, забросила московские кафтаны, перестала заплетать волосы в одну косу». Судя по наличию подобных отзывов — в четырех стенах девица явно не сидела. Иначе откуда взяться свидетелям?
Царевна Мария — если верить тем же документам: «Мария красивее Екатерины и тоже одевается по-польски».
Мария Алексеевна не просто не сидела в четырех стенах — она еще и очень любила ездить на отдых в Карловы Вары! Где однажды, на свою беду, повстречала беглого царевича Алексея, за что получила тюремный срок. Якобы — за измену братику Петру I.
Царевна Наталья — жила своим двором, имела обширную библиотеку, ныне хранящуюся в фондах Библиотеки Академии Наук, завела себе театр и развлекалась постановкой различных пьес, причем как минимум четыре пьесы сочинила собственноручно. Сверх того увлекалась медициной.
Царевна Софья — фактическая правительница России с 1682 по 1689 год.
На счет занятий рукоделием несчастных невольниц, запертых в теремах, как ни странно — нигде нет ни единого слова!
А как вели себя сами царицы?
Открываем архивы. И что там видим?
Как минимум два раза, в 1654 и в 1660 годах первая жена государя Алексея Тишайшего, царица Мария Ильинишна дает в Золотой палате собственные торжественные приемы в честь грузинской царицы Елены Леоновны!
И это — «при живом муже», и в его отсутствие!
Устраивала ли она подобные развлечения без дипломатического повода мы не знаем — обычная жизнь в архивах особо не отмечена. Однако ее умение устраивать торжества вообще без мужей — есть медицинский факт.
Кроме того, Мария учредила свой маленький, личный — однако общегосударственный праздник; что-то вроде дня рождения, назначив его на 1 апреля. Дата выбрана в честь святой блудницы Марии Египетской, каковую царица сочла своей покровительницей. В этот день государыня отправлялась в Сретенский монастырь, куда к ней в гости съезжались все знатные люди и высшее духовенство с подарками и поздравлениями. Являлся даже сам патриарх: «Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб» — как рассказывает летописец о событиях 1668 года.
Пикантность ситуации заключается в том, что на трон Мария попала с немалым скандалом, фактически отбив царя Алексея у уже назначенной невесты в жестокой любовной схватке. Причем — открыто переехала в дом своего любовника еще до свадьбы! Только зная сей факт можно оценить тончайший «троллинг» государыни, громко назвавшей египетскую шалаву своей покровительницей.
Кстати — кто там рассказывал о затворничестве русских девиц? Как же тогда Мария с Алексеем «слюбились»?
И кстати еще раз...
Использование царицей христианских святых для стеба над завистниками — весьма показательный нюанс для понимания уровня христианской религиозности в русском обществе
Дабы о Марии Ильиничне не сложилось превратное впечатление, напомню, что именно она стала открывать государственные лазареты для раненых русских воинов, богадельни для увечных, приюты для старых и немощных. Сиречь — в теремах за вышивкой не сидела. Провожала мужа в походы, занималась благотворительностью, вела активную общественную жизнь.
Но, может быть, вы думаете, царица Мария Ильинична была исключением?
Тогда вспомним бабушку ее мужа, великую старицу Марфу. Она тоже вышла замуж за патриарха Филарета будучи сильно в старых девах (25 лет). Как утверждают злые языки, тридцатипятилетний Филарет, тогда еще просто боярский сын Федор Захарьин, был вынужден жениться на ней, «как честный человек»...
Ну, вы поняли...
Сиречь — сидением в тереме за вышивкой в биографии Ксении Шестовой, матушки государя Михаила, первого из рода «Романовых» тоже явно не пахло.
Если же отступить в прошлое еще на один шаг, то мы видим царицу Ирину, каковая в силу своей безграмотности — ну не читала она современный учебник по истории России для 7-го класса! — стала первой русской государыней, венчавшись на царствие в 1598 году, почти на сто лет раньше правительницы Софьи!
Причем, особо замечу — не регентшей при сыне, не опекуншей при братьях (как Софья) -- а самой настоящей, полноценной вседержительницей православной Руси, будучи вдовой скончавшегося царя Федора, и потому законно унаследовавшей трон почившего супруга!
И ничего, никто из знати даже не замурмулил — присягнули женщине на верность со всем своим почтением!
С вопросами вдовства и наследства приходилось сталкиваться не только царице Ирине. В архивах подробно записана жизнь княгини Анастасии Слуцкой.
Оная унаследовала титул и имущество после смерти мужа — и никто из мужчин что по отцовской, что по мужниной линии не посмел забрать ее «на попечение», взять над ней и ее имуществом «покровительство», постричь ее в монастырь и вернуть «в семью» княжеские земельные владения; никто не набрался наглости посадить ее в терем за вышивание.
В 1572 году она встретила царевича Саин-булата, влюбилась, вышла за него замуж и вскоре взошла вместе с супругом на русский трон. Благодаря чему мы и знаем биографию Анастасии Ивановны в таких подробностях.
Пожалуй, на этом следует остановиться, ибо имена Марф-посадниц, боярынь Морозовых, сестер Милославских можно перечислять до бесконечности. Просто отметим тот факт, что ни единого признака ограничения женских прав в биографиях русских средневековых женщин историкам найти не удается. Как не удастся найти никаких ограничений для женщин и в законодательстве что древней, что средневековой Руси.
Русские женщины с самых древних имен имели право владеть имуществом, заключать сделки, дарить и принимать подарки, наследовать и завещать — не спрашивая на то никакого мужнего дозволения, а овдовев — жить своим умом, нисколько не интересуясь мнением по сему поводу родственников мужского пола. Больше того — женщины обладали судебной властью над своими детьми, имея право разбирать меж ними любые споры и разногласия, как имущественного, так и уголовного характера.
Так почему же российское министерство образования столь нагло и откровенно врет по поводу положения женщин в России, их прав и обязанностей?
Ответ лежит на поверхности. Вплоть до ХХ века в западной Европе к женщинам относились, как к разновидности домашней скотины, не имеющей никаких прав. Они не могли ничем владеть, они не могли ничего сделать без разрешения мужа, они не имели права жить самостоятельно и при подобной угрозе — передавались под опеку ближайших родственнников-мужчин. Надоевшую жену можно было даже продать, словно козу или барашка — и европейское общество не видело в этом ничего особенного.
Если сказать школьникам правду — правду о том, что добиться прав, равных правам русских средневековых женщин, феминисткам Европы удалось только к середине ХХ века — то впарить ученикам мысль о духовном и социальном превосходстве западной цивилизации над «патриархальной Русью» уже не получится, а высказывания типа «Дух свободы европейских дворов» не вызовут у детей ничего, кроме здорового гомерического хохота. Вот и приходится министерству образования врать, выкручиваться, передергивать... Ибо достоверные факты из русской истории слишком важны для понимания прошлого и настоящего, чтобы рассказывать о них русским школьникам.
Хотите хорошо знать русскую историю? Скачивайте лучшие документально-приключенческие романы и аудиокниги о нашем прошлом!