63,2K подписчиков

Может ли самолёт "уйти" от ракеты? Часть 1

33K прочитали
Авторский канал – про оружие, военную технику и события простым «гражданским» языком. На канале не бывает копипаста и «недопереводов».

В сети часто можно встретить в обсуждениях мнения о том, что скоростные истребители могут «уходить» от ракет. Такое рассказывают про наши Миг-25 и Миг-31, американский SR-71A. Обычно обсуждающие говорят о высокой скорости, позволяющей оторваться от ракеты. Однако ситуация пуска ракет «вдогон» по цели, летящей с большой скоростью, реально не очень вероятна. И бОльшая часть ракет «земля-воздух» и «воздух-воздух» всё же имеют скорости намного выше, чем у самого скоростного истребителя. Другой вопрос, что прежде, чем пустить ракету вдогон истребитель должен зайти в хвост цели, оказаться в её задней полусфере, ЗПС, как говорят лётчики, а это на больших скоростях кривая радиусом десятки и сотни километров, архисложно вывести в атаку перехватчик, а ЗРК придётся уже в ходе боевой работы развернуть антенны на 180 гр. (касается и С-300, 400), что чревато срывом сопровождения цели. То есть ситуация ухода от преследующей ракеты маловероятна. Сравните скорости, скажем, SR-71A -1000м/с и ракеты С-300-400 – 2100м/с; Р-77 - 1350м/с; AIM-120 AMRAAM -1250м/с.

Однако не всё так безнадёжно для лётчиков.

Существуют в авиации два термина: противозенитный маневр и противоракетный маневр. Сегодня нет больших группировок зенитной артиллерии с десятками и даже сотнями орудий на ограниченном пространстве, поэтому противозенитный маневр практически не требуется, а вот о противоракетном, если вам интересно, я расскажу.

Представьте, что вы участвуете в весёлом приключении, называемом «гонка на выживание». ваша задача ударить своей машиной машину соперника, а его задача увернуться. И здесь важны маневренные возможности машин и способности водителей выбрать момент и направление маневра. Если соперник начинает маневр уклонения слишком рано, то вы успеете довернуть, а ваша машина впишется в нужную кривую и соперник получит свой удар, если позже, чем нужно, то он не успеет уклониться, и вы его всё равно зацепите. А вот, если маневр начнётся в самый подходящий момент и будет энергичным, то он уйдёт от удара. Фактически это модель атаки самолёта ракетой.

Представьте себе большое пространство гладкого льда. Продолжаем «гонку на выживание». Едут две машины. Впереди машина на спортивной шиповке, с автоспортсменом за рулем, сзади более скоростная машина, но на нешипованных шинах с начинающим водителем. Водитель второй пытается догнать первую. Но его машину постоянно заносит. Водитель пытается вернуться на траекторию, но проскакивает её и уходит в занос в другую сторону. Каждый маневр удирающей машины вызывает раскачку догоняющей вокруг желаемого курса. Точно тоже происходит с ракетой, идущей на цель. Её реальная траектория отличается от гладкой теоретической. Ракету постоянно «носит» и в горизонтальной и в вертикальной плоскости. Делаем вывод – маневр цели вызывает раскачку ракеты. Чем чаще и резче маневрирует цель, тем больше ошибки наведения ракеты. И в этом шанс лётчика на спасение.

Я вот нарисовал для специально для Вас картинку чтобы было понятнее. Такие маневры применяли лётчики со времён появления управляемых зенитных и авиационных ракет.

Источник - картинка автора.
Источник - картинка автора.

Виды противоракетных маневров

Эффективным маневр уклонения может быть при выполнении двух условий – правильный выбор самого подходящего момента и максимально возможная перегрузка. Динамические свойства ракеты таковы, что если сманеврировать слишком рано, то следящие системы ЗРК, бортового локатора истребителя или системы самонаведения успеют отработать возмущение и довернуть её. Если сманеврировать слишком поздно, то можно и не успеть увернуться. Что делать бедному пилоту? Как просчитать момент и вид маневра? У него и так дым из-под шлема идёт. Очень много думать приходится.

Часть 2

Авторский канал – про оружие, военную технику и события простым «гражданским» языком. На канале не бывает копипаста и «недопереводов».-3