Найти тему
Николай Практик

СССР красиво, но не реанимационно.

Я в нём жил и знаю его из нутра, из самой глубины или лучше сказать глубинки. Плохое забывается быстро - одно из положительных свойств человеческой психики. Лозунги, которые провозглашались в Советском Союзе были утопичны и не соблюдались ни когда. Равенство, братство, справедливость — это идеалы, полезность их только, как цели, к которой надо стремиться, но надо понимать, что ни когда не достижимы. Звучит пессимистично, но это так! Природа человека такая. Миллионы лет естественный отбор создавал, оттачивал определённые качества характера, которые помогли ему выжить в жёсткой среде обитания и эти качества, с точки зрения морали, были мягко говоря, не совсем хорошими. И они идут в разрез с принципами на которых строился СССР. Поэтому принципы социализма не работали и к закату «государства рабочих и крестьян» это понимали уже все, отсюда и застой во всей сферах жизни.

Пример про равенство, а это шестидесятые годы прошлого века, самый подъём могущества Советского Союза.

Моё детство проходило в северных шахтёрских поселках разбросанных в сибирской тайге. Добраться до них можно было только летом по реке, а зимой по воздуху. И все населённые пункты района были отрезаны от сообщения, даже с районным центром, весной и осенью, навигация прекращалась, а лёд на реках ещё не замерзал. Отец был шахтостроителем и мы постоянно переезжали с одного места на другое по завершению строительства. В качестве примера один типовой поселок.
Он новый только что отстроен с нуля, то есть ни каких пережитков прошлого нет и народ, в основном молодой, съехался со всей огромной страны добывать стратегическое сырьё. Небольшие двух квартирные типовые, ещё пахнущие свежей сосной, домики растянулись вдоль прямых улиц. Чистота социального эксперимента почти идеальная.

Естественно все дома деревянные одинаковые с удобствами на улице, не завозить же кирпич с Большой земли в навигацию пароходами за тысячу километров, когда кругом тайга шумит.

Но нет. Особняком стоит кирпичный двух этажный дом на четыре шикарные, по тем временам, квартиры, ещё и благоустроенные. За светлую отделку прозванный сельчанами «Белым домом». И кто, думаете там поселился? Шахтёры из забоев или плотники со строй участка?! В поселке было четыре предприятия и в доме жили четыре директора с семьями. Даже здание советской власти с красным флагом на крыше было деревянным. Я дружил и дружу по сей день с сыном одного из директоров, он иногда в суровые зимние вечера приглашал меня в гости. Там я впервые увидел ванную комнату с большой ванной, а из крана горячая вода ( весь посёлок мылся раз в неделю в центральной общественной бане). И продукты у них были, какие не купить в единственном поселковом универмаге. За директорами иногда в весенне-осеннюю распутицу прилетал вертолёт, что бы увезти их в район на совещание, сбегался весь посёлок посмотреть на превращение стадиона в аэродром, но иногда начальство улетало и целыми семьями, наверное, в райком партии.

Скажете, что докопался до руководителей, на них такая ответственность за судьбу предприятий лежит, они даже иногда умирают от бремени власти от инфарктов. А знаете , соглашусь! Но тогда чего орали о равенстве и братстве! Пудрили мозги простому и часто наивному народу! Потому и болтались на ветру эти красные плакаты с лозунгами и призывами за советскую власть в позднем СССР, и ни кто их уже не читал. Все уже всё поняли. В первую очередь чувствуется неискренность и ложь. Поэтому и не вышел ни кто защищать Советский Союз в девяносто первом — двойная мораль всё сгубила, а жаль, многого было и хорошего.


Но раз понятно, что с продвижением вверх по социальной лестнице человеку полагалось всё больше материальных благ надо было сделать, как в Советской армии. В ней, по крайней мере, всё было расписано открыто в документах по материально-вещевому довольствию, кому что положено в зависимости от ранга, может поэтому в Советской армии ни ко не возмущался и все военные были нацелены на продвижение по карьерной лестнице. Правда солдат на строительство дачь командирам возили «тайно», что было тоже ошибкой. Надо было узаконить это и построить всем, начиная от подполковника дачи за гос. счёт, как у высших партийных бонзов, и это было бы честно и не вызывало у народа тайного возмущения, вроде бы отдавали сынов военному делу обучаться и Родину защищать, а они автомат один раз за два года видели и то без патронов один на роту во время принятия присяги. Не искренность во всем процветала. Кухонная правда вступала в противоречие с официальной придуманной картинкой жизни.

Ещё одна причина, по которой не нужен СССР — это тотальный дефицит всего. Даже не понятно отчего это было. Ладно жили за железным занавесом, но и что производили сами было зачастую не купить, поэтому и говорили тогда «достать», так как просто прийти в магазин и купить было не возможно. И уж совсем не объяснимо, когда то, что было в достатке исчезло. Мясо, колбаса, пиво и много чего ещё в конце пятидесятых было «через край», прошло десять лет и всё исчезло с прилавков. Помните: « Страна всеобщего дефицита и вечно зелёных помидоров». И не надо про Ленинград и Москву рассказывать, два города куда ездила вся страна за покупками. Например мой знакомый из Иркутска в Москву летал, что бы купить мотоцикл. Где Иркутск и где Москва! А «колбасные» электрички с пригородов Москвы, когда население провинций на выходные ездила в столицу за продуктами.

Забыли слово «блат». Молодежи объясню. Это когда то, что тебе нужно было в повседневной жизни, доставалось через знакомых и родственников и лучше, если они работали в торговле, заведовали складами или были большими начальниками, но лучше в торговле! Но самое крутое это профсоюзный руководитель. Тогда автомашины, мотоциклы, ковры, квартиры, сервизы распределял профсоюз и за всем этим стояли очереди растянутые на многие года! Сейчас это просто кажется НЕВЕРОЯТНО.
Поэтому когда говорят простому труженику была и «слава и почёт» - да, так оно и было, но и только!

Самыми крутыми профессиями были заведующий складом (желательно вещевым или продуктовым), продавец, товаровед, заведующий магазином. Особняком стояли таксисты и официанты (могли иметь неконтролируемые наличные). Абсурд по нынешним временам.

Взяточничество тогда процветало на бытовом уровне массово. Было оно не только денежное, но и бартерное, водочное, застольное, «тымнеятебешное». Приглашали в гости начальничков, водили в рестораны заведующих, товароведов возили на охоту. Совали друг другу бутылки с водкой (самая массовая взятка), я тебе достаю это, а ты мне то ( кто что может). Дефицит всего порождал массовое воровство с предприятий. Тащили всё: гвозди, электромоторы, инструмент, что нельзя было купить. А потом воровство вошло просто в привычку. И все об этом знали. Помните комедийный советский фильм «В. Давыдов и Голиаф.» Очевидно, что большинству народа СССР это опротивело.

Неужели супердержава не могла выпустить пива, пусть только «жигулёвского», вдосталь!, что бы не дрались мужики с целофановыми пакетиками в очереди у бочки с пивом. «Жигулят» и «москвичей» (не мерседесов!), «ижей» с колясками и без, что бы в каждом городке в магазинах стояли. Мотоцикл "Урал", который сейчас ни кому не нужен, был особенно дифицитен и был предметом пролетарской гордости и выдавался профсоюзами только особо отличившемся передовикам. Синих рабочих штанов (джинсы называются), что бы в каждом колхозе в сельпо на прилавке лежали! Выходит не могла!

Жили все от зарплаты до зарплаты, перехватывая у соседей то рубль, то трёшку. И сейчас многие так живут, но тогда все! (я про народ). Отсутствие перспективы приводило к повальному пьянству. Выдадут зарплату на каком-нибудь крупном предприятии (градообразующем, как сейчас говорят) и весь город дня три гудит, мужики везде валяются, вытрезвители все переполнены, несмотря на последствия. Так было! Работая начальником гаража, я дня зарплаты (а выдавалась она вся и всегда вовремя) ждал и боялся! Назавтра выйдет 70% водителей, половина пьяных, остальные выехав за ворота опохмеляться. Сорвёшь обеспечение завода техникой лишат премии, влепят выговор, разберут на партсобрании. А рычагов воздействия у руководителя ни каких, кроме лишения десятирублёвой квартальной премии. На дороге за гаражом стоят, тогда ещё гаишники, которые тоже сшибают на похмелку и зайдут к тебе с вопросом. Вот и крутись, как хочешь. А любой водитель получал больше, чем завгар. Удерживал от перехода в шофера только вопрос: «Зачем-то учился в институте?” Пять лет жизни было жалко.

У отца, начальника штольни (маленькая шахта), проходчиками работал кандидат технических наук, учитель физики и математики, биолог. Платили хорошо за вредность, северные, подземные. Начальник получал 280-320, шахтёры 400-450 руб.

Институты гоняли на уборку картошки, студенты убирали хлопок, школьники дёргали морковку, каждый год шла битва за урожай, а страна ни как не могла решить продовольственную проблему. А решение было на поверхности — дай народу землю не шесть соток, а хотя бы двадцать и разреши на ней строить нормальный дом, а не три на шесть метра. И квартирный вопрос бы решили заодно. Но нет. Приходил ОБЭХССник ( по современному — полицейский по экономическим преступлениям) с мужиком в шляпе и метром замеряли габариты распределённых участков, проверяли, а не расширился ли кто, а не прихватил ли лишние метры землицы, это у нас то в Сибири!!!

Тьма институтов ни чего не производила ( вспомним один из них Институт Марксизма-Ленинизма, например) не изобретала, не проектировала, но зарплату получали все, отсиживали свои восемь часов и шли домой. Паразитизм процветал, чтоб как-то оправдать свою бездеятельность - шли массовые приписки в отчётах о проделанной работе везде.

Да, передовикам производства давали премии награды, путёвки в санатории и даже без очереди машины. Но как это было. Брался наиболее непьющий человек, который мог говорить с трибуны и ему создавались условия. Лучшее оборудование, новый станок, запчасти в первую очередь. Потом его силком принимали в КПСС, давали звезду Героя соц. труда и на трибуну с речью. И человек или бригада превращались в средство пропаганды. Ездили по обмену опытом, на съезды, парт. конференции, становились депутатами, короче, больше не работали.

Уровень жизни отстающих не сильно отличался от передовиков. Всеобщая уравниловка не давала сильно выделяться, больше других стал зарабатывать - поднимут расценки. По карьерной лестнице сильно не поскачешь. Начальники сидели в своих креслах пожизненно и только их уход по состоянию здоровья освобождал надежду для продвижения вверх. Директорский стаж по 15-20 лет или посмертно, тогда был нормой. Мотивации развиваться, совершенствоваться, делать карьеру не было ни какой. Это всё приводило к застою во всех отраслях экономики и жизни.

Говорят в СССР было хорошее образование и здравоохранение. Я за 10 лет менял пять школ, родители ездили по новостройкам. Да, учителя были сильными, но в восьмом классе физику у нас преподавал бывший отличник не поступивший в ВУЗ, а математику — учитель начальных классов. Во всех классах успеваемость учеников были примерно одинаковая: один два отличника или сильных ученика, 5-7 успешных, 15-20 троечников и 2-4 отпетых разгильдяя (я про обычные школы в периферии). Да оно и сейчас также.

В институте вроде учили многому, требовали жёстко, а по выпуску приехал на производство и выяснил что 80% чему учили не понадобиться и учиться приходилось всему заново, особенно искусству руководить людьми.

Теперь здравоохранение. Было бесплатное, но а качество было какое. «Слушалка» на шее у врача и многоразовые шприцы с иголкой для бегемота — всё оборудование большинства больниц. « Ты меня за руки не хватай!»- говорил мне зубник ( так тогда назывался стоматолог), сверля мне зуд без заморозки. Новокаин только для бабушек.

И так, итог. Уравниловка привела к застою, застой - к всеобщему дефициту; дефицит - к взяточничеству, кумовству, воровству; отсутствие мотивации — глобальному пьянству, и паразитизму; двойная мораль — к неверию во всё.

С Державой всё было хорошо. Развивались ключевые отрасли: оборонка, космос, атомная промышленность. Но оказалось важнее, как живет народ и те процессы которые происходят незаметно внизу социальной пирамиды. Мы же помним, что у пирамиды самая большая подошва — опора, на которой всё стоит.

Положительных моментов было много, но видно недостаточно, что бы Советский Союз устоял и, явно, в таком виде СССР, в изменившихся жизненных реалиях, был не жизнеспособен и тем более в наше время.