Найти тему

7 устных игр , развивающих мышление

Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. 

На самом деле эти игры подходят не только для пробок. Они пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе — дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Для команды «Думалогии» это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки. 

Вот семь простых устных игр, которые не позволят вам и детям скучать, раскачают воображение и потренируют нестандартное мышление. 

1. ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ 

Условия игры: 

Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?» 

Например: стул 

— Чем этот предмет был в прошлом? 

— Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть). 

— Чем он может стать в будущем? 

— Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д. 

В этой игре ребёнок: 

Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму. 

Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного. 

2. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? 

Условия игры: 

Представляем любой предмет и называем его составляющие 

Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.) 

Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру: 

— Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов. 

— Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д. 

— Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно. 

3. ВКЛЮЧИ ВАРИАТИВНОСТЬ 

Условия игры: 

Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения 

Например: пластиковый стаканчик 

1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол; 

2) сделать шапочку Алладина на резинке; 

3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки; 

4) выращивать растения; 

5) собрать много стаканчиков и сделать костюм... 

Что развивает: 

— Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного. 

— Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта. 

4. ПОЛЕЗНО/ВРЕДНО 

Условия игры: 

Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного. 

Например: 

— Дождь полезный, потому что растут растения. 

— Дождь вредный, потому что может затопить что-то. 

— Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух. 

— Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть...и т. д. 

Что развивает: 

Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними. 

5. ДА/НЕТ 

Условия игры: 

Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». 

Например: дом 

— Это живое? 

— Нет. 

— Это сделано человеком? 

— Да. 

— Это больше тебя? 

— Да. 

— Несёт пользу для человека? 

— Да. 

Что развивает: 

— Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо! 

— Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее. 

— Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы. 

6. ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ 

Условия игры: 

Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем. 

Например: знакомство 

— Как люди знакомились в древности? 

— Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д. 

— Как знакомятся теперь? 

— На улицах, в кафе, в интернете и т. д. 

— Как будут знакомиться в будущем? 

— Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д. 

Что развивает: 

Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу. 

Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты. 

Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современной жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте. 

7. ВИДНОЕ-НЕОЧЕВИДНОЕ 

Условия игры: 

Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт. 

Например: ботинок и летающий корабль 

1) оба могут пахнуть; 

2) оба могут взлететь; 

3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже; 

4) оба могут быть твёрдыми; 

5) могут быть одного цвета... 

Что развивает: 

Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление. 

Игры просты и универсальны: вы можете выбрать любую понравившуюся, пользоваться ею в любом месте, одновременно тренируя ум и весело проводя время. Можно устроить соревнование с ребёнком... Поверьте, детское воображение намного ярче, чем у взрослых. К каждой игре вы можете подбирать бесконечное множество своих предметов, объектов, явлений, ситуаций. Любой подобранный вами предмет — это ещё одна новая игра!