Благодаря этому тексту фанаты Буковски и Уэлша узнают как называется (и работает) их любимый жанр.
В конце XX века в Америке стало популярным направление литературы, которое отличало пренебрежение всяким словесным украшательством и описание жизни «маленьких людей», занятых на ничем не примечательной работе, страдающих от алкоголизма, долгов и дефицита перспектив.
«Литературный жанр, характеризующийся скупым, лаконичным стилем, в котором борются персонажи рабочего класса в стерильной, мрачной среде». ~ определение из Википедии
Речь идет о разновидности сниженного реализма — описывающего приземлённую действительность баров, фастфудов, мотелей и домов на колесах. Его типичные герои — матери-одиночки, брошенные мужья, вышедшие в тираж боксеры, вояки и наркоманы.
Первопроходцем направления стал поэт и прозаик Чарльз Буковски. Его вы знаете по прозаическим произведениям («Почтамт», «Фактотум» «Женщины», «Голливуд»), которые посвящены описаниям повседневной жизни бедных американцев, писательского мастерства, алкоголизма, отношений с женщинами и тяжелой работы.
Главный герой этих романов, альтер-эго писателя по имени Генри Чинаски — человек внешне неприятный, грубый, но одновременно образованный и чувствительный. Он не заглядывает в будущее и существует по принципу «Жив — ну и ладно». Это писатель, который всегда работает пьяным, только в отличие от Хэмингуэя никогда ничего не редактирует.
Примечательно, что образ Хэнка Чинаски частично лег в основу героя сериала «Калифрения» (Californication) Хэнка Муди. Правда, по сравнению с литературным прототипом персонаж Дэвида Духовны получился сильно более гламурным. Генри из книг имел некрасивую брутальную внешность и был не прочь подраться.
Тексты Буковски много раз были воплощены на экране, но обратить внимание стоит на три фильма — «Пьянь» 1987 года с Микки Рурком (реж. Барбе Шрёдер), «Фактотум» (реж. Бент Хаммер, 2005) с Мэттом Диллоном и «История обыкновенного безумия» (реж. Марко Феррери, 1972) с великолепным дуэтом Бена Газзары и Орнеллы Мути.
Еще один грязный реалист, широко известный в России — это Кормак Маккарти. Он известен натуралистическим описанием жестокостей и манерой письма, в которой игнорируются знаки препинания, а большинство запятых заменено союзом «и» (в русских переводах это приглажено). Маккарти завоевал популярность как автор романов-вестернов и постапокалиптики, но начинал он именно с грязного реализма.
Если вы мотрели оскароносную экранизацию не самого лучшего его романа «Старикам здесь не место», то должны были почувствовать любовь к неудачникам и описаниям низового американского быта. Это история трех людей, которых связал вместе чемодан с грязными деньгами наркомафии.
Мрачный роман «Дорога» считается классикой жанра «постапокалипсис». Он посвящен путешествию отца с сыном по разрушенной (ядерной войной или чем похуже, этого читатель так и не узнает) лишенной растительности Америке. Страна теперь разделена на людей, которые сохранили человечность и тех, кто по отношению к первым испытывает сугубо гастрономический интерес.
Книгу экранизировали в 2009 году с Вигго Мортенсеном в главной роли.
Ещё в этой связи достоен упоминания писатель Ирвин Уэлш. В отличие от предыдущих двух, он существенно моложе и шотландец.
Известен брутально-натуралистическими романами про наркоманов (дебютный роман «На игле») и нечистоплотных копов («Грязь»). Неофициально (наряду с Чаком Палаником, который к этому направлению не относится из-за любви к украшательству и сюжетной заковыристости) считается королём андеграундной прозы. Тоже неоднократно экранизирован.
Интересные факты об Ирвине Уэлше
Про очень хорошего писателя-грязнореалиста Раймонда Карвера мы за дефицитом места напишем отдельную статью, а на этом пока всё.
Спасибо, что подписаны на нас! Ставьте лайк, чтобы видеть больше текстов про писателей и литературные направления.