продолжая использовать фотографию в качестве ресурса для коллажей и основы для живописи, в 70-х Гамильтон начинает работать с фотографией как с референсом и источником сюжетов для картин, отдавая дань Герхарду Рихтеру :
«я не пытаюсь имитировать фотографию; я пытаюсь сделать ее. и если я не принимаю во внимание предположение, что фотография - это лист бумаги, подвергнутый воздействию света, то я практикую фотографию другими способами». Герхард Рихтер
одним из примеров такого технического приема может являться "I'm dreaming of a white christmas" - инвертированная живопись, списанная с стоп-кадра из самого прибыльного американского мюзикла того времени "White Christmas".
в 1969 году Гамильтон создает серию из 12 произведений "Fashion Plates or Cosmetic Studies" , объединенных исследованием границ, разделяющих искусство и модную поп-культуру.
коллажи, собранные из фрагментов модных, гламурных журналов, фотографий поверхностных лиц моделей, стилистических новшеств "нового сезона" превращаются у Гамильтона в отталкивающего киборга-чудовище, являющегося продуктом модного конвейера.
изменение и мутация человека посредством включения в него самого и окружающую среду новых и новых устройств - лейтмотив многих произведений художника, включая "Just what is it that makes today’s homes so different, so appealing?", "Together let us explore the stars"
подробнее об упомянутых работах можно прочитать в предыдущих статьях : ( https://zen.yandex.ru/media/id/5c909e49f8400936244966be/pro-richarda-gamiltona-chast-vtoraia-5ff5e18ed1a90641ca8a05f6 )
одна из самых известных работ Гамильтона "Swinging london", созданная в 1967 году, также основана на фото-референсе.
"Swinging london" - это серия из картин и гравюр, сюжет которых срисован с опубликованной в газете фотографии рок-звезды Мика Джаггера и Роберта Фрейзера ( галериста и агента Гамильтона на тот момент ), задержанных за хранение и распространение наркотиков.
как и полагается поп-артным работам, Гамильтон повторял этот скандальный сюжет в различных техниках и исполнениях.
множественное воспроизведение громкого социального происшествия стало своеобразным посвящением Фрейзеру и окончательно вписало Джаггера в лондонскую историю.
спустя год после инцидента, в результате усилий Фрейзера, появляется белая, минималисткая обложка The Beatles, созданная Гамильтоном и напоминающая о его кураторском эксперименте - выставке без произведений "Аn exbihit".
в конце 60х в искусстве Гамильтона происходит крах идеи современности. художник начинает обращаться к вопросам красоты в ее традиционном понимании. и в свойственной иронической манере задает вопрос "что можно назвать красотой?", выполняя серию рекламных плакатов для туалетной бумаги.
Гамильтон создает акварельные этюды, противопоставляя принятые в обществе категории прекрасного и отвратного - цветы и дерьмо. это не первое ( и скорее всего, не последнее ) обращение к естественным выделениям человека в искусстве. вспоминается, первопроходец Мандзони и его консервные банки с интригующим содержимым.
в следующих графических работах, Гамильтон помещает табуированный приличиями предмет в пейзаж, изображая людей, счастливо испражняющихся на лоне природы. на умиротворенных пейзажах, напоминающих полянки с нимфами Камиля Коро, Гамильтон иронично рассуждает о китче и сентиментальности.
в 1969 году в конце типичного нетрезвого ланча Гамильтона и Бэкона, Гамильтон попросил коллегу сфотографировать его на фоне шторы.
первое фото получилось расплывчатым из-за неверного экспонирования, но Гамильтон обнаружил, что изображение лица на полароидном снимке перекликается с характерным живописным стилем Бэкона.
работая масляными красками на копиях этого портрета, Гамильтон создал 7 этюдов, из которых Бэкон выбрал один, последний, в котором дымчатые занавески исполнены узнаваемым сиреневым цветом Бэконовских "клеток".
с конца 1970-х деятельность Гамильтона была сосредоточена на исследованиях процесса изготовления эстампов, часто необычных и сложных. в 1977—1978 годах Гамильтон провёл ряд совместных работ с художником Дитером Ротом.
его портрет сделан Гамильтоном с использованием инновационных компьютерных технологий и красок для цифровой печати.
Гамильтон наложил несколько слоев фотографий своего коллеги-художника в надежде запечатлеть его сложную и многогранную личность.
используя материалы сми, Гамильтон создает еще одну работу-реакцию на политическую обстановку в мире "Kent state 1970". художник делает отпечаток по фото с экрана телевизора, на котором изображен момент трансляции студенческой мирной демонстрации против войны во Вьетнаме.
во время антивоенной демонстрации по неизвестной причине гвардейцы начали стрелять по митингующим. в результате этого, 4 безоружных студентов были застрелены, еще 9 получили сильные ранения.
Гамильтон продолжает работать с многоэтапной печатью, создает мрачные, депрессивные отпечатки интерьеров своей берлинской квартиры, в которые помещает культовые предметы наследия Баухасовской школы, стулья Де Стило, перерисованные картины Герхарда Рихтера.
создание уникальных пространств, составленных из фрагментов реальной действительности, берлинских квартир, становится определенным способом эскапизма для художника. Гамильтон интерьеры и их наполнение станут главной темой поздних, почти "салонных" работ автора.
с конца 1940-х Гамильтон занимался проектом по производству набора иллюстраций к роману «Улисс» Джеймса Джойса, но лишь в 80х работа была завершена.
идея для иллюстраций этого сложного, экспериментального романа пришла ему в голову во время службы в армии в 1947 году. Гамильтон столкнулся сразу с несколькими задачами : как передать длительное повествование в одном изображении, и как это сделать, зная тот факт, что в "Улиссе" Джойс использовал разные стили языка повествования, отсылающие то к Гомеру, то к Данте, то к Шекспиру.
именно этот стилистический прием Джойса поразил воображение Гамильтона, потому что он
«продемонстрировал стилистическую и техническую свободу, которая могла быть применена к живописи» .
Гамильтон решил менять стиль и технику не только между каждой иллюстрацией (повторяя аналогичные языковые сдвиги, выполненные в прозе Джойса), но и внутри каждой иллюстрации как формы стилистического коллажа.
в 2002 году в Британском Музее состоялась выставка этих иллюстраций под названием «Imaging Ulysses». .
нагромождение различных авторских стилей Гамильтон использует в графике, посвященной восхвалению Пикассо. Гамильтон усложняет этот оммаж, включая различные творческие самопроявления Пикассо в контекст знаменитой картины "Менины" Веласкеса, представляя одного великого испанца в образе другого.
одной из самых масштабных политических мыслей Гамильтона стала трилогия диптихов, посвященных проблемам и протестам в Северной Ирландии.
"Гражданин", изображает человека в одеяле, республиканца, заключенного в тюрьме. заключенные в знак протеста против своего несправедливого политического статуса отказывались носить тюремную одежду и подчиняться тюремным правилам, размазывали экскременты по стенам своих камер. "Субъект" представляет собой парадно одетого лояльного "оранжиста". "Государство" , показывает британского солдата, патрулирующего улицы Северной Ирландии.
"Тhe citizen" состоит из двух частей. абстрактная левая панель представляет собой замазанные экскрементами стены камер заключенного. название картины взято из 12-ой главы "Циклопы" "Улисса" Джеймса Джойса, в которой протагонисты Аноним ( Улисс) и Гражданин ( Полифем, "Одиссея" Гомера ) вступают в спор на национальной почве.
как и предыдущие диптихи "Тhe state" состоит из двух панелей. в заключительной работе трилогии Гамильтон демонстрирует образ британского обеспокоенного солдата, неуверенного в принадлежности к какой-либо враждующей группе. художник изображает солдата таким образом, будто он движется задом наперед, будто он нападет и обороняется одновременно.
интересно, что Гамильтон не только искусно пишет форму солдата, но и создает иллюзию реалистичности с помощью накладывания на холст кусков камуфляжой ткани.
в 1992 году Гамильтон оммажирует сам себе и создает вторую версию коллажа "Just what is it makes todays homes so different?", наполняя пространство композиции с учетом изменившихся за 40 лет элементов массовой культуры и трендов.
в 1984 году Гамильтон предпринимает попытку организации своей первой видеоинсталляции. художник создает "Тreatment room"( буквально - Комнату для заботы ), используя форму больничной палаты, в которой в качестве терапевтических процедур и лечения предлагается "исцеляющая", бесконечно повторяющаяся предвыборная речь Маргарет Тетчер.
в этом же году Гамильтон воссоздает интерьер вестибюля берлинского отеля, перекликающегося по колориту с выстроенной "Комнатой заботы". референсом для работы была открытка с изображением вестибюля, которую художник носил с собой много лет.
кажущаяся на первый взгляд простота и обыденность интерьера разворачивается сложной конструкцией пространства, которое художник формирует, параллельно используя несколько систем выстраивания перспективы. благодаря большому количеству зеркал Гамильтон ловко маневрирует различными точками схождения направляющих.
завершив картину, Гамильтон показал её в 1988 году в Эдибурге, создав инсталляцию, дублирующую изображенное пространство.
в 1994 году художник масштабирует идею вынесения интерьеров из нарисованного пространства картины. Гамильтон организует персональную выставку "7 rooms", на которой создает лабиринт из изображений интерьеров собственной квартиры.
картины-порталы создают ощущение возможной навигации и полного погружения в нарисованное пространство.
в 1997 году Гамильтон заинтересовался заселением этих пустых интерьеров. он сфотографировал жену и друга, поместив их фигуры в изображениях интерьерах своего дома. премьера работ "A Host of Angels" была представлена на выставке в Венеции в 2007.
для Гамильтона Ангелы - это «чистые духи без субстанции или пола», но, как он объяснил, «поскольку мне трудно сконфигурировать чистых духов без субстанции, я предпочитаю женскую форму».
в "Тhe passage of the Вride" художник помещает очередной оммаж Дюшановскому "Большому стеклу", располагая его коллаж на зеркальной стене коридора собственного дома.
в отличие от знаменитого, первого интерьерного коллажа Гамильтона "Just what is it that makes todays homes so different so appealing ?", его поздние работы менее острые, почти салонные, наполненные больше эстетичными предметами дизайна, чем язвительными ремарками на общество потребления.
одной из последних работ Гамильтона является оммаж "Благовещению" Фра Анджелико, фреску которого художник однажды увидел в коридоре храма в Сан-Марко.
"Благовещение" 2005 года как и многие последние работы Гамильтона представляет собой струйную цифровую печать, которая в своей симуляции реальности стремится к эффекту фотографии высокого разрешения. произведение было создано из нескольких фотографических источников, "склеенных" благодаря Adobe Illustrator и Photoshop.
аналогично иконографии референса, Гамильтон уделяет особое внимание работе с тенями фигур, исключая тень Архангела, и оставляя тень от женщины, сидящей на стуле, таким образом подчеркивая земное происхождение последней.
мастерски используя возможности компьютерных программ, Гамильтон создает иллюзорное пространство, соединяя несколько фотографий в один "коллаж", границы которого невозможного различить.
несуществующая реальность, воссозданная Гамильтоном с фрески Фра-Анджелико, наводит на мысль о заблуждении, в которое может ввести фотография и её возможность создавать точные слепки "реальной" реальности.
идеи конструирования множества уровней "нереальности" особенно прослеживается в позднем периоде творчества художника. поэтому оммаж собственному плакату "TiT" создает иллюзию выставочного пространства, в котором в 1956 году проходила первая выставка поп-арта :
коридор оптических иллюзий, уходящий вглубь картины, наклонные стены. увеличенная копия роторельефа Дюшана висит под потолком пространства картины, помещенная в кроваво-красный прямоугольник. рядом с ним соседствует рисунок оптической иллюзии, созданный гештальт-психологом Эдгаром Рубином. пол крохотной комнаты, следующей за первым планом, покрыт массой экспрессивно набрызганной краски, в стиле Джексона Поллока.
творческая биография Гамильтона, одна из немногих может отличиться таким широким спектром отсылок, оммажей, реакций на громкие культурные, социальные и политические события. Гамильтон использовал все доступные ему медиумы, чтобы осмыслять и подвергать дискуссии всё, что казалось ему значимым в этой реальности. любой фрагмент этой действительности становился для художника поводом или даже техническим ресурсом для создания произведения искусства : изображения в газетах, телевидение, кинематограф, реклама, фотографии, печать и пр.
его манифест поп-арта об кратковременном искусстве, доступном массам, наполнялся всё более тяжеловесными игроками из классической истории искусства, эволюционируя в тотальное сомнение и скепсис относительно существующей реальности и искусства, которое эта реальность порождает.