Найти тему
культшпаргалка

🟢Как в XX веке открыли нового "Баха"

Оглавление
Эль Греко. Совлечение одежд с Христа (1579 год)
Эль Греко. Совлечение одежд с Христа (1579 год)

Парадокс, но за последние лет семьдесят концертный репертуар обновляется не за счёт новой музыки, а за счёт хорошо забытой старой. Чуть ли не каждый год музыкальные археологи раскапывают какое-нибудь новое имя эпохи барокко или открывают неизвестные сочинения известных авторов.

Так в течение 20 века Германия вернула себе музыку Телемана, Вейса, Италия - Монтеверди, Вивальди, Франция - Рамо, Англия - Дауленда и Пёрселла. А Чехия не так давно нашла своего забытого гения - Яна Дисмаса Зеленку.

В каждом случае - своя история. И как правило, новые имена не меняют, а лишь дополняют общую картину музыки барокко. Но Зеленка стал причиной настоящей сенсации.

Оказалось, что этот композитор имеет все основания занять место в первом ряду великих композиторов первой половины 18 века, рядом с Бахом, Генделем и Вивальди.

Ян Дисмас Зеленка был старше Баха на шесть лет (он родился в 1679 году) и служил при дворе Саксонского курфюрста Августа II в качестве церковного композитора.

Блестящей карьеры при дворе Зеленка по каким-то причинам не сделал. Однако его репутация в музыкальном мире Германии была очень высока.

Вот какие строки посвятил ему дрезденский поэт Иоганн Готтлоб Киттель в 1740 году:

"Ты - славнейший, совершеннейший из мастеров!
Слава твоя, как и твои творения - звучат во всём мире
Во славу Бога и для радости душевной!
Ты создаёшь церковную музыку настолько трогательную,
Что восхищённое сердце вкушает небесное блаженство!
Она навсегда сохранит твоё имя и на Земле, и средь Звёзд!"

Но поэт оказался плохим пророком. Через пять лет Ян Зеленка умер и, как это практически всегда случалось в те времена, его музыка умерла вместе с ним. Могила Зеленки не сохранилась, а вот его рукописи чудом дошли до нас в довольно большом количестве. Двести лет они ждали своего часа.

Рукописи

Рукописи Зеленки хранились в королевском дворце и имели статус неприкосновенной собственности саксонского двора.

Бернардо Беллотто. Вид Дрездена с правого берега Эльбы (1748г.)
Бернардо Беллотто. Вид Дрездена с правого берега Эльбы (1748г.)

В начале 20 века придворный нотный архив попал в Саксонскую государственную библиотеку в Дрездене и чудом уцелел во время печально знаменитой бомбёжки 1945 года. Подвал, где хранились запаянные в стальных контейнерах бумажные архивы, после авианалёта был затоплен грунтовыми водами.

Многое было утрачено, но автографы Зеленки, хоть и повреждённые, в целом сохранились.

Автограф Яна Дисмаса Зеленки.
Автограф Яна Дисмаса Зеленки.

Они попали в руки специалистов, были восстановлены, и с этого момента началась история возвращения из небытия музыки Яна Зеленки.

Музыкальная сенсация 20 века

О Зеленке тут же заговорили как об очень крупной фигуре музыки 18 века. Тогда и возникло это определение - "чешский Бах".

Конечно, никто не может выдержать сравнения с Бахом, это особый случай человеческого гения, но по некоторым позициям Зеленка ему мало уступает.

Он виртуозно владел полифоническим стилем, хоровым и инструментальным письмом и писал музыку большой духовной силы. При этом он обладал совершенно уникальным своеобразием стиля и свободой выражения на грани эксперимента.

Зеленка (особенно поздний) выделяется на фоне музыки барокко примерно так же, как Эль Греко на фоне живописи Возрождения: непривычно экспрессивно, ярко, смело, необычно - и по языку, и по эмоциям.

При этом его сочинения звучат удивительно современно. Как будто кто-то специально смоделировал идеальную музыку в стиле барокко для публики 21 века.

Кстати, то же самое и с Эль Греко. Поди пойми, в каком веке это написано - в начале XVII или в начале XX?
Эль Греко. Портрет монаха Ортенсьо Феликса Парависино (ок.1609г.)
Эль Греко. Портрет монаха Ортенсьо Феликса Парависино (ок.1609г.)

Ян Зеленка оставил после себя довольно большой корпус сочинений - две с лишним сотни больших композиций. В основном это духовные жанры. Это музыка такого качества, что можно слушать всё подряд: не надоест и не разочарует.

Вот три фрагмента из музыки Зеленки, чтобы получить о нём хотя бы самое общее представление.

Miserere до минор для хора, солистов и оркестра (первая часть)

Лет тридцать назад это Miserere вызвало настоящий бум в среде меломанов.

В этой молитвенной музыке есть какая-то особая сила религиозной страсти. Живой пульс бьющегося сердца завораживает с первых нот.

О том, что такое Miserere, читайте здесь ➡ ⭐Мизерере: легенда Ватикана

Kyrie из мессы Votiva ми минор

Мессы Зеленки (их около двадцати) несмотря на каноничность жанра, как правило, очень увлекательны. Всё оживляет яркий темперамент, чёткая ритмичность и даже некоторая театральность.

Kyrie eleison (Господи помилуй) - первая часть традиционной католической мессы. Месса Votiva ("вотивная месса"), в отличие от обычных, включённых в богослужебный регламент месс, предназначалась для каких-то особых, специальных случаев или писались в честь данного обета. Зеленка написал эту Мессу в честь избавления от какой-то тяжёлой болезни (об этом он написал на последней странице нотной рукописи).

Синфония из Серенады "Бриллиант"

Серенадой в 18 веке называлась музыка, написанная в подарок какому-нибудь лицу, чаще всего в честь именин, свадеб или каких-то других важных жизненных событий. А синфония в данном случае - это оркестровое вступление.

Серенаду заказала Зеленке курфурстина Мария Йозефа - супруга Августа III.

Она хотела отметить этой музыкой политически важное для Саксонии бракосочетание 14-летней баронессы Иоганны Штейн и 42-летнего польского генерала Ежи Игнация Любомирского.

Зеленка написал что-то вроде кантаты с солистами и хором на аллегорический сюжет. В тексте фигурирует великолепный бриллиант, который Земля дарит Юноне (богине брака). Это творение настоящего мастера - легко, искусно, красиво. Музыка пульсирует энергией, радостью и блещет всеми оркестровыми красками.

Подробности о жизни и творчестве Яна Зеленки читайте в 👉более полном варианте статьи на сайте Культшпаргалки

О других популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

-5

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!

На любую тему можно найти статьи и музыку на сайте Культшпаргалки.