Парадокс, но за последние лет семьдесят концертный репертуар обновляется не за счёт новой музыки, а за счёт хорошо забытой старой. Чуть ли не каждый год музыкальные археологи раскапывают какое-нибудь новое имя эпохи барокко или открывают неизвестные сочинения известных авторов.
Так в течение 20 века Германия вернула себе музыку Телемана, Вейса, Италия - Монтеверди, Вивальди, Франция - Рамо, Англия - Дауленда и Пёрселла. А Чехия не так давно нашла своего забытого гения - Яна Дисмаса Зеленку.
В каждом случае - своя история. И как правило, новые имена не меняют, а лишь дополняют общую картину музыки барокко. Но Зеленка стал причиной настоящей сенсации.
Оказалось, что этот композитор имеет все основания занять место в первом ряду великих композиторов первой половины 18 века, рядом с Бахом, Генделем и Вивальди.
Ян Дисмас Зеленка был старше Баха на шесть лет (он родился в 1679 году) и служил при дворе Саксонского курфюрста Августа II в качестве церковного композитора.
Блестящей карьеры при дворе Зеленка по каким-то причинам не сделал. Однако его репутация в музыкальном мире Германии была очень высока.
Вот какие строки посвятил ему дрезденский поэт Иоганн Готтлоб Киттель в 1740 году:
"Ты - славнейший, совершеннейший из мастеров!
Слава твоя, как и твои творения - звучат во всём мире
Во славу Бога и для радости душевной!
Ты создаёшь церковную музыку настолько трогательную,
Что восхищённое сердце вкушает небесное блаженство!
Она навсегда сохранит твоё имя и на Земле, и средь Звёзд!"
Но поэт оказался плохим пророком. Через пять лет Ян Зеленка умер и, как это практически всегда случалось в те времена, его музыка умерла вместе с ним. Могила Зеленки не сохранилась, а вот его рукописи чудом дошли до нас в довольно большом количестве. Двести лет они ждали своего часа.
Рукописи
Рукописи Зеленки хранились в королевском дворце и имели статус неприкосновенной собственности саксонского двора.
В начале 20 века придворный нотный архив попал в Саксонскую государственную библиотеку в Дрездене и чудом уцелел во время печально знаменитой бомбёжки 1945 года. Подвал, где хранились запаянные в стальных контейнерах бумажные архивы, после авианалёта был затоплен грунтовыми водами.
Многое было утрачено, но автографы Зеленки, хоть и повреждённые, в целом сохранились.
Они попали в руки специалистов, были восстановлены, и с этого момента началась история возвращения из небытия музыки Яна Зеленки.
Музыкальная сенсация 20 века
О Зеленке тут же заговорили как об очень крупной фигуре музыки 18 века. Тогда и возникло это определение - "чешский Бах".
Конечно, никто не может выдержать сравнения с Бахом, это особый случай человеческого гения, но по некоторым позициям Зеленка ему мало уступает.
Он виртуозно владел полифоническим стилем, хоровым и инструментальным письмом и писал музыку большой духовной силы. При этом он обладал совершенно уникальным своеобразием стиля и свободой выражения на грани эксперимента.
Зеленка (особенно поздний) выделяется на фоне музыки барокко примерно так же, как Эль Греко на фоне живописи Возрождения: непривычно экспрессивно, ярко, смело, необычно - и по языку, и по эмоциям.
При этом его сочинения звучат удивительно современно. Как будто кто-то специально смоделировал идеальную музыку в стиле барокко для публики 21 века.
Кстати, то же самое и с Эль Греко. Поди пойми, в каком веке это написано - в начале XVII или в начале XX?
Ян Зеленка оставил после себя довольно большой корпус сочинений - две с лишним сотни больших композиций. В основном это духовные жанры. Это музыка такого качества, что можно слушать всё подряд: не надоест и не разочарует.
Вот три фрагмента из музыки Зеленки, чтобы получить о нём хотя бы самое общее представление.
Miserere до минор для хора, солистов и оркестра (первая часть)
Лет тридцать назад это Miserere вызвало настоящий бум в среде меломанов.
В этой молитвенной музыке есть какая-то особая сила религиозной страсти. Живой пульс бьющегося сердца завораживает с первых нот.
О том, что такое Miserere, читайте здесь ➡ ⭐Мизерере: легенда Ватикана
Kyrie из мессы Votiva ми минор
Мессы Зеленки (их около двадцати) несмотря на каноничность жанра, как правило, очень увлекательны. Всё оживляет яркий темперамент, чёткая ритмичность и даже некоторая театральность.
Kyrie eleison (Господи помилуй) - первая часть традиционной католической мессы. Месса Votiva ("вотивная месса"), в отличие от обычных, включённых в богослужебный регламент месс, предназначалась для каких-то особых, специальных случаев или писались в честь данного обета. Зеленка написал эту Мессу в честь избавления от какой-то тяжёлой болезни (об этом он написал на последней странице нотной рукописи).
Синфония из Серенады "Бриллиант"
Серенадой в 18 веке называлась музыка, написанная в подарок какому-нибудь лицу, чаще всего в честь именин, свадеб или каких-то других важных жизненных событий. А синфония в данном случае - это оркестровое вступление.
Серенаду заказала Зеленке курфурстина Мария Йозефа - супруга Августа III.
Она хотела отметить этой музыкой политически важное для Саксонии бракосочетание 14-летней баронессы Иоганны Штейн и 42-летнего польского генерала Ежи Игнация Любомирского.
Зеленка написал что-то вроде кантаты с солистами и хором на аллегорический сюжет. В тексте фигурирует великолепный бриллиант, который Земля дарит Юноне (богине брака). Это творение настоящего мастера - легко, искусно, красиво. Музыка пульсирует энергией, радостью и блещет всеми оркестровыми красками.
Подробности о жизни и творчестве Яна Зеленки читайте в 👉более полном варианте статьи на сайте Культшпаргалки
О других популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"