Почему мусульманин должен изучать науку об именах и атрибутах Аллаха?
Задумайтесь, почему Всевышний Господь сообщил нам о Своих прекрасных именах и атрибутах? Какую пользу мусульманин может получить, узнав о прекрасных именах и атрибутах своего Творца?
В Действительности, существует много достоинств и причин, почему мусульманину следует изучать эту великую науку. Однако мы отметим только некоторые из них:
1 — Наука о прекрасных именах и атрибутах Аллаха является одним из трех видов единобожия, которые должен исповедовать мусульманин.
Единобожие (таухид) условно делится на три категории:
- • Единобожие в господстве (таухидар—рубуубия) – вера в то, что Аллах является единственным Господом,Творцом, и Управленцем всегосущего
- • Единобожие в поклонении (таухидаль—улуухия) – вера (подтвержденная деяниями) в то, что все виды поклонения должны быть обращены только к Одному Аллаху
- • Единобожие в именах и атрибутах Аллаха (таухидаль—асмаавас—сыфаат) – вера во все имена и атрибуты Аллаха, упомянутые в Коране и достоверной Сунне, и в то, что эти атрибуты свойственны только Ему.
Однако если мы задумаемся, то увидим, что познание таухида (единобожие в именах и атрибутах Аллаха) является основой всех остальных видов единобожия т.к. включает в себя также первые два вышеперечисленные виды единобожия — единобожие в господстве и единобожие в поклонении.
Ведь задумайтесь, как мы узнали о том, что все творения, вся власть и абсолютное господство принадлежат только Всевышнему Аллаху? Разве не посредством Его прекрасных имен и атрибутов, о Которых Он сообщил нам в Коране или посредством пророка Мухаммада (мир ему и благословение)? Всевышний Аллах говорит о Себе:
وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا
«Он сотворил всякую вещь и соразмерил ее».
Св. Коран, сура 25, аят 2
Также Он говорит о Себе:
يُسَبِّحُ لِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Славит Аллаха то, что на небесах, и то, что на земле. Ему принадлежит власть и надлежит хвала. Он способен на всякую вещь».
Св. Коран, сура 64, аят 1
То же самое можно сказать относительно единобожия в поклонении (таухид аль-улуухия). Всевышний Аллах создал нас и все человечество только для того, чтобы мы Ему поклонялись. Он говорит:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».
Св. Коран, сура 51, аят 56
Однако разве человек может поклоняться тому, кого он не знает?! Конечно же нет. Таким образом, приказывая нам поклоняться только Ему, Он одновременно приказывает нам познавать Его. Поэтому, если мы обратим внимание на многие аяты, где Аллах описывает Себя (т.е. упоминает о Своих именах и атрибутах), мы заметим, что в этих же аятах, Он повелевает поклоняться только Ему Одному, запрещая предавать Ему сотоварищей. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ فِرَاشًا وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَّكُمْ فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, чтобы вы стали богобоязненными. Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно».
Св. Коран, сура 2, аяты 21-22
Таким образом, посредством изучения Его прекрасных имен и атрибутов мы осознаем, что только Ему Одному можно обращать все виды поклонения, ибо только Он Всеслышащий, и посему слышит все наши молитвы одновременно, будь то на разных языках или же шепотом про себя. Разве кто-либо из Его творений способен на это?!
Всевышний Аллах говорит:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне».
Св. Коран, сура 2, аят 186
С другой стороны, причиной любого многобожия или поклонения кому-либо наряду с Аллахом, является отрицание или незнание атрибутов Всевышнего Аллаха.
Задумайтесь над этими великими словами Ибн Каййима (да смилуется над ним Аллах):
«Причина любого ширка на земле — это отрицание атрибутов Аллаха. Если бы не отрицание Его слов, полностью или частично, и, если бы не плохое мнение об Аллахе, никто бы не придал Ему никогда сотоварищей. Как сказал своему народу имам единобожников, пророк Ибрахим (мир ему):
أَئِفْكًا آلِهَةً دُونَ اللَّهِ تُرِيدُونَ فَمَا ظَنُّكُم بِرَبِّ الْعَالَمِينَ
«Неужели, измышляя ложь, вы стремитесь к другим божествам помимо Аллаха? Как же вы (плохо) думаете о Господе миров?» (Св. Коран, сура 37, аяты 86-87). То есть, как же вы плохо думаете о Нем, когда поклоняетесь наравне с Ним другим божествам?! Как Он воздаст вам за это? И как же вы плохо думаете о Нем, когда вы придаете Ему сотоварищей?! Неужели вы думаете, что Он нуждается в сотоварищах и друзьях?! Или же вы думаете что Он подобен земным правителям — не способен один полностью узнать о положении Своих рабов, и поэтому нуждается в помощниках, которые будут сообщать Ему об этом?! Или же вы думаете, что Он не способен один руководить положением своих рабов и удовлетворять их потребности? Или же вы думаете, что Он жестокий, и поэтому нуждается в заступниках, которые смягчали бы Его к Его рабам?!…
Таким образом, отрицание атрибутов Всевышнего Аллаха является началом и основой ширка. Каждый кто отрицает атрибуты Аллаха впадает в ширк по мере того как и какие атрибуты он отрицает».
Мадааридж ас-Сааликиин
Таким образом, становится ясным, что познание науки об именах и атрибутах Всевышнего Аллаха – это основа единобожия. Ведь тот, кто ознакомится с Его атрибутами и именами полностью осознает, что только Ему принадлежит вся власть во вселенной, и что только к Нему можно обращать все свои виды поклонения.
Шейхуль Ислам Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) говорил следующее относительно науки об именах и атрибутах Аллаха:
«Познание этой (науки) является основой религии и верного руководства. Это самое лучшее и самое необходимое, что может приобрести разум и сердце человека».
Маджмуа аль-Фатава
2 -Мусульманин должен изучать науку об именах и атрибутах Аллаха, чтобы затем жить и поклоняться Ему в соответствии с этими прекрасными именами и качествами.
В достоверном хадисе, который передал имам аль-Бухари Пророк (мир ему и благословение) сообщил: «Поистине у Аллаха есть 99 имен. Тот, кто пересчитает их войдет в Рай».
Многим мусульманам известен этот хадис, однако, к сожалению, мало кто правильно понимает его. Некоторые ошибочно полагают, что если просто пересчитать 99 имен Аллаха(1), то человек войдет по этой причине в рай. Однако правильное понимание этого хадиса заключается в том, что тот, кто будет поклоняться Аллаху в соответствии и учетом этих имен войдет в Рай. Другими словами: тот, кто познает эти имена, поймет их смысл и будет жить в соответствии с тем, на что указывают эти имена, то такой человек войдет в Рай.
Задумайтесь об именах Всевышнего Аллаха — «Всеслышащий» (Ас-Самии) и «Всевидящий» (Аль-Басыыр). Всевышний Аллах говорит о Себе:
وَاللَّهُ يَقْضِي بِالْحَقِّ وَالَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ لَا يَقْضُونَ بِشَيْءٍ إِنَّ اللَّهَ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Аллах решает по справедливости, а те, к которым взывают вместо Него, не решают ничего. Воистину, Аллах — ВсеСлышащий, Всевидящий».
Св. Коран, сура 23, аят 20
Эти имена указывают нам на то, что где-бы мы не находились: при людях, наедине, на работе, в мечети, или же со своими семьями, Аллах видит и слышит все, что мы говорим и делаем. Если мусульманин истинно познает и осознает хотя бы только эти два имени Всевышнего Аллаха, то он всегда будет честным, правдивым и богобоязненным. Он не будет обманывать своих родителей, друзей или же своего директора на работе, ведь он осознал, что Всевышний Аллах видит и слышит все, что он делает и говорит, даже если все другие творения в этот момент его не видят. И если даже люди, которых он обманул, никогда не узнают о его обмане, то Всевидящий Аллах непременно узнает об этом и воздаст ему за его грех либо уже в этой жизни, либо в последней.
Задумайтесь над жизнью мусульманина, который живет, работает и поклоняется в соответствии только с этими двумя именами Всевышнего Аллаха. А теперь задумайтесь над мусульманином, который живет и поклоняется Аллаху в соответствии со всеми 99-ю известными нам именами Всевышнего Аллаха… Разве такой человек не заслуживает Рая?! Таким образом становится ясным смысл слов пророка (мир ему и благословение): «Поистине у Аллаха есть 99 имен. Тот, кто пересчитает их войдет в Рай ».
3 — Изучая имена и атрибуты Аллаха и познавая их истинный глубокий смысл, мусульманин начинает больше любить Аллаха, и тем самым, стремиться к Его довольству.
Так, например, осознав, что Всевышний Аллах Милостивый и Прощающий, мусульманин никогда не теряет надежду на Его милость, и поэтому, не смотря на тяжесть своего греха, он всегда кается и просит прощения у Аллаха, возвращаясь на прямой путь. С другой же стороны узнав, что Аллах «суров в наказании» (Св. Коран, сура 2, аят 165) по отношению к грешникам и немусульманам, он становится богобоязненным и начинает сторониться всех грехов, дабы не разгневать Всемогущего Господа. Одним словом, изучение имен и атрибутов Аллаха повышает веру (иман) мусульманина и укрепляет его убежденность. Абдуррахман ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) писал: «Чем больше мусульманин изучает и познает имена и атрибуты Аллаха, тем сильнее становится его вера и убежденность» (ат-Тавдыых валь-Байаан Лишаджаратиль Иман).
4 — Познание имен и атрибутов Аллаха помогает мусульманину переносить беды и трудности.
С одной стороны мусульманин узнает, что Аллах предопределил все, что происходит с нами:
وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا
«Он сотворил всякую вещь и предопределил ее».
Св. Коран, сура 25, аят 2
С другой стороны он узнает, что Его Господь Справедливый, и не поступает никогда несправедливо:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ
«Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу».
Св. Коран, сура 4, аят 40
Ибн Каййим (да смилуется над ним Аллах) говорил: Тот, кто истинно познает своего Господа, посредством Его имен и атрибутов, тот будет убежден в том, что во всех неприятностях и трудностях, с которыми он сталкивается, есть для него польза, которую его разум не может постичь. Более того, он познает, что для него больше пользы в том, что он не любит, чем в том, что он любит(аль-Фавааид).
5 — Мусульманин также должен изучать науку об именах и атрибутах Аллаха т.к. с помощью этого он учится правильно обращаться и взывать в своих молитвах к своему Господу.
Всевышний Аллах говорит:
وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ فَادْعُوهُ بِهَا
«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их».
Св. Коран, сура 7, аят 180
Поэтому, если мы просим прощения у Аллаха, то нам следует взывать к Нему такими Его именами, как «Прощающий» и «Милостивый» (Аль-Г’афуур и Ар-Рахиим). Если же мы хотим попросить, чтобы Аллах одарил нас чем-либо из мирских богатств, как например потомством или же жильем, то мы можем взывать к Нему посредством Его имени «Дарующий» (Аль-Ваххааб) и т.д.
Пророк Сулейман (мир ему) так воззвал к Аллаху:
رَبِّ اغْفِرْ لِي وَهَبْ لِي مُلْكًا لَّا يَنبَغِي لِأَحَدٍ مِّن بَعْدِي إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ
«Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которой не будет ни у кого после меня. Воистину, Ты — Дарующий».
Св. Коран, сура 38, аят 35
С другой стороны, считается неправильным этикетом взывать к Всевышнему Аллаху не подходящими к ситуации именами. К примеру, взывать к Аллаху и говорить: «О Прощающий (аль-Г’афуур), накажи врагов Ислама» или же «О Всесильный (аль-Азиз), прости мои грехи».
Есть много других достоинств изучения имен и атрибутов Всевышнего Аллаха, и основательно знавший эту науку обязательно их обнаружит. Мы же лишь попытались вкратце напомнить о некоторых из них. В следующей статье мы, с дозволения Аллаха, узнаем о некоторых правилах и положениях, касающихся имен и атрибутов Всевышнего Аллаха.
Просим Всезнающего (аль-Алим) сделать нас из тех, которые истинно познали своего Господа и посвятили Ему всю свою жизнь.