Друзья, недавно я публиковал на канале статью о том, как в 1960-х годах в институте НАМИ предлагали вести процесс дальнейшей модернизации автомобилей семейства ЗАЗ-966, сделав их в конце концов «переднеприводниками» с двигателями жидкостного охлаждения. Ту статью, если вы ее еще не видели, нужно прочитать ЗДЕСЬ. А теперь – обещанное продолжение: демонстрирую уникальные архивные фотографии «Запорожцев», переделанных в НАМИ в рамках хоздоговора с Запорожским автозаводом «Коммунар» и в рамках собственных опытно-конструкторских работ. Большинство из этих фото публикуются впервые.
1) НАМИ-0107
Примерять передний привод к «Запорожцу» модели 966 московские конструкторы (пока по собственной инициативе) начали даже раньше, чем сам этот автомобиль встал на конвейер! На первом фото – переднеприводный автомобиль НАМИ-0107, разработанный в Москве в 1965-м и построенный в 1966 году.
Для его изготовления был использован кузов одного из ранних опытных образцов ЗАЗ-966, уже выполнивших положенную программу испытаний – ведь товарных машин на тот момент еще не существовало в природе. В Москве автомобилю полностью переделали переднюю часть кузова и значительно реконструировали заднюю, полностью ликвидировав фирменные «уши» на задних крыльях.
45-сильный мотор НАМИ-0107 был переделан из серийного МЗМА-408. Он был установлен под капотом поперек, с небольшим наклоном вперед. Причем оригинальная трехвальная коробка передач располагалась прямо в массивном литом картере двигателя. (Впрочем, именно такое строение силового агрегата и оказалось ахиллесовой пятой машины: шестерни коробки передач вспенивали масло, и нормальная работа системы смазки двигателя нарушалась).
Передние колеса получили новую торсионную подвеску, рулевой механизм стал реечным, а колеса и шины размерности 6,15-13 для НАМИ-0107 сняли с автомобиля Fiat 1100. Передача крутящего момента на передние колеса была осуществлена при помощи сдвоенных сухарных карданных шарниров. В ходе лабораторно-дорожных и пробеговых испытаний НАМИ-0107 прошел более 30 тысяч километров.
На этом опытном образце был проведен ряд исследований в области устойчивости и управляемости автомобиля с передним приводом. А также на нем же выполнялась отработка комплексной системы охлаждения двигателя и отопления салона (с постоянной циркуляцией охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, нагретый воздух от которого мог либо выбрасываться на улицу, либо подаваться в салон).
2) НАМИ-0137 и НАМИ-0137А
Разработку и постройку этих двух машин – по одному опытному образцу каждой модификации – в НАМИ проводили в течение 1967–1968 гг. непосредственно по заказу Запорожского автозавода «Коммунар» и Мелитопольского моторного завода. Тема работы называлась «Выбор конструктивной схемы перспективного переднеприводного автомобиля ЗАЗ».
Разница между машинами заключалась в конструкции двигателя: у НАМИ-0137А под капотом поперечно стоял обычный МеМЗ-968 воздушного охлаждения, а у НАМИ-0137 – опытный вариант этого мотора, снабженный жидкостным охлаждением (модель 968-Э1). Чтобы разместить вокруг цилиндров водяную рубашку, их рабочий объем пришлось уменьшить с 1,2 до 1 литра. Но все равно такой мотор выдавал 41 л.с. при 5000 об/мин, то есть его отдача не стала меньше. А оригинальную коробку передач теперь выполнили в виде отдельного агрегата, разместив ее последовательно с двигателем. При этом НАМИ-0137 снова получил комплексную систему охлаждения двигателя и отопления салона.
Для постройки опытных образцов «Коммунар» прислал в Москву два кузова ЗАЗ-966, которые на Заводе опытных конструкций НАМИ были подвергнуты необходимым переделкам. А в подготовке двигателей и коробок передач принимал участие МеМЗ. На испытания образцы вышли в 1968 году.
В отличие от НАМИ-0107, внешний облик «ноль сто тридцать седьмых» машин был проработан более тщательно. Внимание уделялось в том числе и улучшению внутренней отделки с целью повышения комфортабельности и престижности автомобиля. В частности, в салоне появилась новая, более солидная панель приборов, а переключение передач теперь осуществлялось рычагом на рулевой колонке, что позволило исключить из конструкции кузова центральный тоннель. Заднее сиденье было сильнее смешено назад для увеличения места для ног.
Другими важными новшествами автомобилей НАМИ-0137 и НАМИ-0137А стали дисковые передние тормоза и передняя подвеска типа «МакФерсон» (или, выражаясь языком тех лет, типа «качающаяся свеча»), спроектированная работниками НАМИ. К слову, знаете кто был главным противником «МакФерсона» в Советском Союзе? А.Ф. Андронов, главный конструктор МЗМА. На минавтопромовских техсоветах (где собирались представители главных советских автозаводов и автомобильных институтов) он всячески пытался «зарубить» работы в этом направлении, считая их совершенно бесперспективными. С высоты сегодняшнего дня мы понимаем, как глубоко он заблуждался. Но тогда к мнению этого авторитетного конструктора не могли не прислушиваться…
Образец НАМИ-0137 с двигателем жидкостного охлаждения остался проходить испытания в институте, где сначала использовался на доводочных работах по силовому агрегату, позже – на испытаниях ШРУСов различной конструкции (всего их на этой машине опробовали четыре разных типа). А автомобиль НАМИ-0137А с двигателем воздушного охлаждения передали МеМЗу.
3) НАМИ-0142
Это не индекс автомобиля, а индекс перспективного двигателя «запорожской» размерности, разработанного в 1969 году в расчете на переднеприводный автомобиль ЗАЗ: рядная «четверка» жидкостного охлаждения, устанавливаемая с большим наклоном вбок.
Карбюратор для НАМИ-0142 подобрали импортный – Solex C32PHH/6. Генератор Г250Ж, сливной кран блока цилиндров и свечи зажигания позаимствовали у «Москвича-412», масляный фильтр – у ВАЗ-2101, масляный щуп и сливную пробку поддона двигателя – у серийного «Запорожца». На этом его унификация с двигателями других советских автомобилей заканчивалась. Фотографии НАМИ-0142 в процессе поиска.