Найти тему
АвтоДвиж

Необычные «Запорожцы», которые строили в НАМИ. Уникальные архивные фото

Друзья, недавно я публиковал на канале статью о том, как в 1960-х годах в институте НАМИ предлагали вести процесс дальнейшей модернизации автомобилей семейства ЗАЗ-966, сделав их в конце концов «переднеприводниками» с двигателями жидкостного охлаждения. Ту статью, если вы ее еще не видели, нужно прочитать ЗДЕСЬ. А теперь – обещанное продолжение: демонстрирую уникальные архивные фотографии «Запорожцев», переделанных в НАМИ в рамках хоздоговора с Запорожским автозаводом «Коммунар» и в рамках собственных опытно-конструкторских работ. Большинство из этих фото публикуются впервые.

1) НАМИ-0107

Примерять передний привод к «Запорожцу» модели 966 московские конструкторы (пока по собственной инициативе) начали даже раньше, чем сам этот автомобиль встал на конвейер! На первом фото – переднеприводный автомобиль НАМИ-0107, разработанный в Москве в 1965-м и построенный в 1966 году.

-2

Для его изготовления был использован кузов одного из ранних опытных образцов ЗАЗ-966, уже выполнивших положенную программу испытаний – ведь товарных машин на тот момент еще не существовало в природе. В Москве автомобилю полностью переделали переднюю часть кузова и значительно реконструировали заднюю, полностью ликвидировав фирменные «уши» на задних крыльях.

-3

45-сильный мотор НАМИ-0107 был переделан из серийного МЗМА-408. Он был установлен под капотом поперек, с небольшим наклоном вперед. Причем оригинальная трехвальная коробка передач располагалась прямо в массивном литом картере двигателя. (Впрочем, именно такое строение силового агрегата и оказалось ахиллесовой пятой машины: шестерни коробки передач вспенивали масло, и нормальная работа системы смазки двигателя нарушалась).

Поперечный разрез силового агрегата НАМИ-0107
Поперечный разрез силового агрегата НАМИ-0107

Передние колеса получили новую торсионную подвеску, рулевой механизм стал реечным, а колеса и шины размерности 6,15-13 для НАМИ-0107 сняли с автомобиля Fiat 1100. Передача крутящего момента на передние колеса была осуществлена при помощи сдвоенных сухарных карданных шарниров. В ходе лабораторно-дорожных и пробеговых испытаний НАМИ-0107 прошел более 30 тысяч километров.

На этом опытном образце был проведен ряд исследований в области устойчивости и управляемости автомобиля с передним приводом. А также на нем же выполнялась отработка комплексной системы охлаждения двигателя и отопления салона (с постоянной циркуляцией охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, нагретый воздух от которого мог либо выбрасываться на улицу, либо подаваться в салон).

2) НАМИ-0137 и НАМИ-0137А

Разработку и постройку этих двух машин – по одному опытному образцу каждой модификации – в НАМИ проводили в течение 1967–1968 гг. непосредственно по заказу Запорожского автозавода «Коммунар» и Мелитопольского моторного завода. Тема работы называлась «Выбор конструктивной схемы перспективного переднеприводного автомобиля ЗАЗ».

Разница между машинами заключалась в конструкции двигателя: у НАМИ-0137А под капотом поперечно стоял обычный МеМЗ-968 воздушного охлаждения, а у НАМИ-0137 – опытный вариант этого мотора, снабженный жидкостным охлаждением (модель 968-Э1). Чтобы разместить вокруг цилиндров водяную рубашку, их рабочий объем пришлось уменьшить с 1,2 до 1 литра. Но все равно такой мотор выдавал 41 л.с. при 5000 об/мин, то есть его отдача не стала меньше. А оригинальную коробку передач теперь выполнили в виде отдельного агрегата, разместив ее последовательно с двигателем. При этом НАМИ-0137 снова получил комплексную систему охлаждения двигателя и отопления салона.

Для постройки опытных образцов «Коммунар» прислал в Москву два кузова ЗАЗ-966, которые на Заводе опытных конструкций НАМИ были подвергнуты необходимым переделкам. А в подготовке двигателей и коробок передач принимал участие МеМЗ. На испытания образцы вышли в 1968 году.

В отличие от НАМИ-0107, внешний облик «ноль сто тридцать седьмых» машин был проработан более тщательно. Внимание уделялось в том числе и улучшению внутренней отделки с целью повышения комфортабельности и престижности автомобиля. В частности, в салоне появилась новая, более солидная панель приборов, а переключение передач теперь осуществлялось рычагом на рулевой колонке, что позволило исключить из конструкции кузова центральный тоннель. Заднее сиденье было сильнее смешено назад для увеличения места для ног.

Интерьер НАМИ-0137А
Интерьер НАМИ-0137А

Другими важными новшествами автомобилей НАМИ-0137 и НАМИ-0137А стали дисковые передние тормоза и передняя подвеска типа «МакФерсон» (или, выражаясь языком тех лет, типа «качающаяся свеча»), спроектированная работниками НАМИ. К слову, знаете кто был главным противником «МакФерсона» в Советском Союзе? А.Ф. Андронов, главный конструктор МЗМА. На минавтопромовских техсоветах (где собирались представители главных советских автозаводов и автомобильных институтов) он всячески пытался «зарубить» работы в этом направлении, считая их совершенно бесперспективными. С высоты сегодняшнего дня мы понимаем, как глубоко он заблуждался. Но тогда к мнению этого авторитетного конструктора не могли не прислушиваться…

Если у серийного «Запорожца» был не багажник, а одно недоразумение, то у НАМИ-0137А он стал для автомобилей такого класса просто огромным!
Если у серийного «Запорожца» был не багажник, а одно недоразумение, то у НАМИ-0137А он стал для автомобилей такого класса просто огромным!

Образец НАМИ-0137 с двигателем жидкостного охлаждения остался проходить испытания в институте, где сначала использовался на доводочных работах по силовому агрегату, позже – на испытаниях ШРУСов различной конструкции (всего их на этой машине опробовали четыре разных типа). А автомобиль НАМИ-0137А с двигателем воздушного охлаждения передали МеМЗу.

3) НАМИ-0142

Это не индекс автомобиля, а индекс перспективного двигателя «запорожской» размерности, разработанного в 1969 году в расчете на переднеприводный автомобиль ЗАЗ: рядная «четверка» жидкостного охлаждения, устанавливаемая с большим наклоном вбок.

Карбюратор для НАМИ-0142 подобрали импортный – Solex C32PHH/6. Генератор Г250Ж, сливной кран блока цилиндров и свечи зажигания позаимствовали у «Москвича-412», масляный фильтр – у ВАЗ-2101, масляный щуп и сливную пробку поддона двигателя – у серийного «Запорожца». На этом его унификация с двигателями других советских автомобилей заканчивалась. Фотографии НАМИ-0142 в процессе поиска.