НАЧАЛО
Он был достаточно известным человеком. Его талант ценили очень высоко. Он был вхож во многие королевские дома Европы. Ученики
не чаяли души в своём учителе. Поэтому когда встал вопрос о царе
Петре, выбор пал именно на него.
Он трусил. Откровенно трусил, опасаясь встречи с царём Петром.
Но выбора у него не было.
Из воспоминаний Иоанна-Каспара Фюссли, ученика и последователя героя нашего повествования:
"...боязнь рисовала ему русского самодержца варваром;
учителю казалось, что ему придётся рисковать головой среди людей, которые по своим наклонностям способны только к душегубству..."
Как вам мнение просвещённой Европы о России XVIII века?
Итак, знакомьтесь - Ян (Яган) Купецкий, художник-портретист.
Родился в местечке Пезинок (Венгрия, ныне - территория Словакии)
в семье ткачей. Мальчишкой сбежал от родителей и несколько лет путешествовал по Европе. Учился живописи в Вене, совершенствовал мастерство в Италии.
Быстро стал известным портретистом и даже открыл собственное ателье в Риме. Но позже принял приглашение князя Адама I Лихтенштейна
и переехал в Вену - поближе к королевской семье, где писал портреты высочайших особ.
Вот почему во время посещения Петром I Карлсбада было принято решение отправить туда лучшего портретиста, чтобы запечатлеть русского царя, пока у того имелось время для позирования.
И вот настал исторический день - Мастер предстал перед Цезарем.
Когда Пётр I заговорил с Яном Купецким на чешском языке, по словам самого художника, "его страх сменился изумлением". А позже он
нередко повторял, что "русские - люди с большим сердцем".
Пётр I уехал в Торгау на свадьбу сына, и Купецкий последовал за ним.
Царя ждали неотложные дела, и вскоре он вернулся в Россию.
Так что Купецкий дописывал работу по своим наброскам и по памяти.
Пётр I поручил сыну Алексею щедро оплатить работу художника
и привезти картину, когда портрет будет закончен.
Как оказалось, Купецкий, находясь под впечатлением от встречи с царём, создал несколько портретов Петра, что ясно из письма самодержца сыну:
"Персоны мои, писанные в Торгоу, пришли немедленно", -
январь 1712-го.
"Персоны мои пришли!" - февраль 1712-го.
"Писал я давно Вам о портретах своих, для чево по ся поры
не пришлёте", - март 1712-го.
На что Алексей раздражённо отписал отцу:
"О которой персоне писали, чтобы к вам прислать, и оная осталась
з остальным обозом жены моей. И когда будет, пришлю к вам ее,
не замедля."
Но портреты Петра I так и не пересекли границы Германии...
* * *
Летом 2019 года в Монплезире (ГМЗ "Петергоф") проходила
"Выставка одного портрета" из коллекции семьи Карисаловых.
Да, это тот самый портрет царя, написанный Яном Купецким в 1711 году.
Судьба полотна оказалась не менее удивительной, чем история создания самой картины.
Долгое время портрет Петра I хранился в родовом замке невестки царя - принцессы Шарлотты. Затем оказался во владении Ганноверского королевского дома во дворце Мариенбург.
А уже в 2005 году вместе с имуществом дворца был выставлен на торги
и выкуплен М.Ю. Карисаловым.
Прошу прощения за качество фотографий - портрет никак не "давался" для съёмок и постоянно бликовал. Но всё равно это - необыкновенная память о сезоне, когда гости дворца Монплезир могли видеть настоящие черты лица 39-летнего Петра I.
На портрете Пётр I представлен в латах с наброшенной на плечи
золотой мантией с алым подбоем, скреплённой бриллиантовой застёжкой. На мантии приколота звезда, поверх повязана лента ордена Андрея Первозванного. В правой руке царь держит жезл, а за его спиной справа изображена корона (увы, плохо видна).
Изображение имеет фотографическое сходство с портретируемым.
Так что вы имеете редкую возможность лицезреть истинные черты лица Петра Алексеевича.
Вот так спустя почти 300 лет прижизненный портрет Петра I наконец-то вернулся на родину и занял достойное место среди исторических свидетельств, связанных с царём-реформатором.
Другая статья о Петре I "В гостях у царя-батюшки"