Обзор Проекта коронаФОМ № 78
Кто может стать героем
В прошлом году много говорили о героизации медиков. Но кто точно заслуживает звания героя? Социолог из Европейского университета в Санкт-Петербурге Екатерина Бороздина считает, что этот вопрос тесно связан с ресурсами, с возможностями разных групп медиков действительно быть героями – едва ли не сутками работать в «красной» зоне, преодолевать себя. Эксперт отмечает, что способность к героизму зависит от возраста, семейных обязательств, наличия заболеваний. Например, врач, которая одна воспитывает ребенка и ухаживает за пожилой матерью, не может позволить себе рисковать – идти работать в «красную» зону и быть маскулинным героем, готовым справиться со всем на свете. Екатерина Бороздина вспоминает разговор с одним из медработников в рамках исследования, которое она проводила вместе с коллегами. «Я хорошо помню интервью с пожилой медсестрой, которой внуки говорили: «Бабушка, ты – герой», а она совершенно не чувствовала себя героем. Ей было тяжело работать в новых условиях, у нее были проблемы со здоровьем, в учреждении не хватало СИЗов. Но она не осмеливалась поднять голос и начать вести диалог с начальством. При этом женщина повторяла, что если бы она озвучила свои проблемы, вот тогда была бы героем», – рассказывает социолог. А потому, с ее точки зрения, не совсем понятно, кого считать героем в первую очередь: тех медиков, которые сами вызываются работать с ковидными пациентами и успешно решают сложнейшие задачи, или тех, кто уязвим, болен, но продолжает вопреки этому выходить на работу, пусть и не в «красную» зону.
Рассказ социолога об изучении работы медиков во время пандемии
Рост до 100%: опыт курьерского сервиса «Достависта»
Для многих курьерских сервисов последние месяцы стали периодом роста спроса и расширения деятельности, а для компании «Достависта» 2020 год стал и вовсе прорывным. Рост составлял до 100%, сервис был запущен в Тюмени, Барнауле, Иркутске и Набережных Челнах (всего «Достависта» представлена в 23 городах). Генеральный директор компании Татьяна Борзых рассказывает, что команда научилась организовывать в новом городе необходимую операционную и техническую поддержку буквально за сутки, хотя раньше этот процесс занимал около месяца: требовались доработки в IT-процессах, работа на сайте. За время пандемии «Достависта» начала развиваться в новых направлениях. Так, среди компаний-клиентов значительно увеличилась доля кафе и продуктовых магазинов. «Мы увидели новые точки роста – доставка продуктов и доставка еды из ресторанов. Клиенты, которые раньше не задумывались о доставке, поняли, что теперь это их основной источник заработка», – говорит Татьяна Борзых. А после принятия Госдумой в апреле 2020 года закона о дистанционной продаже безрецептурных лекарств среди клиентов сервиса появились и аптечные сети. «Мы подключили достаточно крупных клиентов, которые начали размещать тысячи заказов в месяц. Мы составили инструкцию для курьеров, прикрепили ее к каждому заказу. Когда курьер приходит в аптеку, его дополнительно инструктируют фармацевты», – говорит руководитель «Достависты».
Рассказ директора курьерской службы о новых точках роста компании и трендах в сфере доставки
Положение пострадавших от пандемии работников становится сложнее
Доля пострадавших от пандемии работников в декабре составила 15% от всех опрошенных. По мнению аналитиков ФОМ, ситуация по некоторым параметрам становится такой же напряженной, как в августе. Доля жалующихся на ухудшение материального положения выросла до 61% (среди всех опрошенных – до 38%) и достигла августовского уровня, тогда как в октябре она была на минимальном уровне – 52% (среди всех опрошенных – 34%). Динамика ответов на вопрос о стратегиях адаптации к экономической ситуации также свидетельствует о неблагоприятных изменениях. В группе пострадавших от пандемии работников доля начавших реже делать покупки или отказываться от некоторых товаров в декабре оказалась на максимуме с августа (28%, минимальное значение в сентябре – 19%), как и доля начавших запасаться впрок (15%, минимум в сентябре – 8%). Достаточно высоки доли начавших брать деньги в долг у знакомых и родственников (13%, минимум в октябре – ноябре – 8%) и покупать более дешевые товары (32%, минимум в сентябре – 28%).
Понравился обзор? Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал.
Читайте также: