Найти в Дзене
Белорус и Я

Союзное государство ещё 20 лет спустя, каким оно будет и кто ещё в него войдёт

Эксперт Союзного государства

Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл КОКТЫШ рассказал о том, каким он видит проект будущего Союзного государства

- Кирилл Евгеньевич, возьметесь спрогнозировать, каким будет Союзное государство через 20 лет?

- Очень сложный вопрос. Нас, как обычно, ждёт что-то эпическое – в духе формулировки профессора Зиновьева о «зияющих высотах». Это будет либо провал, либо прорыв, либо противоречивый синтез того и другого. При этом практика показывает, что Союз более или менее успешно развивается, а главная его проблема состоит в необходимости перехода от порочной практики перераспределения старых ресурсов к куда более благодарной практике производства новых. От игры с нулевой суммой нужно перейти к игре с положительной суммой, когда страны становятся акционерами новых взаимовыгодных проектов. Если получится это сделать, то Союзный проект обретёт второе дыхание, станет всем интересным, и позволит всем перепрыгнуть в качественно новое состояние. Если же мы остановимся на дележе того, что есть, то объединение будет сползать во всё большую конфликтность, а интерес к нему со стороны населения будет неуклонно падать.

- Что может стать этим новым ресурсом?

- Самое очевидное – синтез мощностей Парка высоких технологий, «Сколково», и промышленности. Ведь не секрет, что 90-95% заказов, выполняемых белорусским IT –сектором, приходится на иностранных заказчиков. В аналогичной ситуации и российский парк «Сколково». Это нестабильная система, поскольку зависит от неподконтрольных факторов. Хеджировать риски можно, создав внутренний спрос на IT–продукцию, и первый интересант тут – промышленность, она в силу соединения с IT может перейти на новый уровень. Если наши государства этим реально займутся, и если в ходе этого проект не превратится в новую кормушку для расхитителей бюджета (для чего необходимо аккуратное финансирование, в котором были бы сбалансированы риски и ответственности), то это может привести к очень интересным результатам. Здесь уместно вспомнить опыт таких стран, как Южная Корея и Япония, где подобные экосистемы уже созданы и интеллектуальные прорывы успешно конвертируются в обкатанные технологии в течение двух-трех лет. Такими темпами похвастаться больше не может никто в мире.

Фото: https://nn.by/
Фото: https://nn.by/

- Что может быть готовым продуктом? Робот, машина, космическая ракета?

- Понятно, что это интеграция искусственного интеллекта и производящих технологических мощностей. Которые могут сильно оптимизировать труд, снизить затраты, и взять на себя те сферы, которые для человеческого труда тяжелы. Например, сейчас в Европе наблюдается серьёзный дефицит водителей-дальнобойщиков, готовых проводить в рейсе по две недели – все готовы зарядиться максимум на трое суток. Эту проблему нужно же как-то решать. И в евразийском пространстве эта проблема уже решается – в том числе и с использованием искуственного интеллекта, когда IT позволяет выстраивать автопоезда длиной в две фуры, они обладают такой же манёвренностью, как и одна. А завтра за таким направляемым человеком автопоездом поедет ещё пара автопоездов – но уже управляемых целиком искусственным интеллектом. Но, что важно, даже автопоезд из двух фур, а это – практически обкатанная технология – позволяет кардинально удешевить сухопутный транзит по евразийскому коридору, сделав его более конкурентоспособным по сравнению с морским путём.

- В Союзном государстве идёт работа по многим направлениям. Какое, на ваш взгляд, наиболее важно?

- На сегодня – инфраструктурное. Руководители Беларуси и России - прагматики. Поэтому в первую очередь инвестиции идут в проекты, которые окупаются быстрее всего. А быстрее всего окупаются проекты инфраструктурные. Как, скажем, проект Нового шёлкового пути, связанный с ним проект модернизации белорусской транспортной инфраструктуры, и так далее. Сейчас в рамках проекта «Один пояс – один путь» в Беларуси модернизируется 50 объектов.

К сожалению, другие проекты пока стоят на запасных путях. И это серьёзный вопрос: как пустить инвестиции в долгие схемы, которые окупают себя не через шаг, а хотя бы через два. Любой научно-технологический проект проходит путь от рождения идеи до её конвертацию в технологию и, наконец, маркетизации. Если мы будем сразу требовать от идеи маркетизации, не получим ничего. А иностранные предприниматели в эти идеи инвестирует и хорошо на них зарабатывают. Нам нужно использовать опыт Южной Кореи и Японии, где существенная часть ВВП рождается от конвертации идей в технологии. Там на этом зарабатывают и весьма неплохо живут. Беларусь с её потенциалом, конечно, могла бы на этом специализироваться, но это потребует отдельной системы финансирования, создания отдельной экосистемы.

- Возможно ли расширение нашего Союза в обозримом будущем?

- Для такого расширения есть другой проект, Евразийский экономический союз. Союзное государство - это реализованный камерный проект двух государств, и вряд ли есть необходимость в том, чтобы этот сложившийся тандем чем-то разбавлять.

Начало, о том, в чём сила Беларуси и зачем России нужно Союзное государство, читайте здесь

подготовил Валерий ЧУМАКОВ, Москва

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.

© "Союзное государство", №1-2, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Материалы по теме:

В чём сила Беларуси и зачем России нужно Союзное государство

О "национальном интересе" России

Вячеслав НИКОНОВ: "На постсоветском пространстве пора создавать свой Евросоюз"

Зачем возрождать комсомол?

Почему Беларусь не захотела слияния с Россией

В Беларусь готов войти военный контингент

Какая судьба ждёт белорусскую молодёжь, если победит оппозиция?

Что думают знаменитые белорусы о событиях в Республике

Как создавались NEXTA и подобные проекты

Сколько стоят забастовки в Беларуси и кто за это платит

Карен Шахназаров - о будущем Беларуси и России