Сегодня город Мальме считается одним из самых современных город Европы, но раньше это был промышленное, не самое приятное для жизни места.
Я нашел фотографии из городского архива Мальме, которое сданы в прошлом веке, и сравнил их со своими современными фотографиями города. Посмотрим, что изменилось(и изменилось ли) за совсем небольшое время?
Начнем с одной из центральных улиц города, которая называется Södergatan, она упирается в центральную городскую площадь с ратушей.
Это фотография начала прошлого века, здесь можно заметить строительство трамвайных путей. Этот экологичный транспорт работал в Мальме много лет, что логично, ведь шведы самая экологичная нация.
А так эта улица выглядит сейчас. Старые дома стоят на своих местах, а вот трамвая больше нет, вся улица отдана жителям города и теперь полностью пешеходная.
Это сама центральная площадь, архивное фото 70-х годов прошлого века. Много лет здесь неизменно стоит памятник королю Карлу Х Густаву.
Сейчас это место выглядит также, как и раньше. Удивительно, как шведы бережно хранят свою архитектуру, периодически лишь аккуратно реставрируя.
Памятник королю на том же месте, зимой рядом с ним устанавливают рождественскую елку, я как раз гулял и делал фотографии в праздничные дни.
Снова фото 70-х годов одной из центральных улиц города, тут стоит обратить внимание на велосипеды, точнее на их количество. Сразу можно понять, что уже тогда шведы предпочитали двухколесный транспорт машинам.
А это мое современное фото в том же месте. Любовь шведов к велосипедам не угасла, и сейчас это основной вид транспорта в Мальме. Пожалуй, это один из секретов "шведского чуда", благодаря которому в этой стране так хорошо жить.
Кстати, старые дома снова очень хорошо реставрированы, так легко и не сказать, что стоят тут они уже больше сотни лет.
А это фото района западной гавани Мальме. До начала двухтысячных годов здесь была большая промзона, здесь строили с использования самого большого промышленного крана в мире(он на фото справа).
Конечно, на экологию это влияло не очень хорошо и весь город считался депрессивным промышленным местом, из которого хотелось поскорее уехать(что-то вроде шведского Челябинска).
Что в районе западной гавани сейчас? Сейчас здесь самый современный и экологичный район планеты!
Шведы полностью разобрали остатки грязной промзоны и построили по-настоящему фантастический "город будущего" с экологичными домами. Местные жители не производят никаких отходов и вредных выбросов в атмосферу, здесь самое дорогое жилье и практически любой швед мечтает поселиться в этом месте.
Именно тот самый кран, высотой аж 138 метров, с его помощью в Мальме построили почти сто кораблей. В 90-е его продали в Данию, но компания-покупатель обанкротилась и кран остался стоять в Мальме.
Вторая попытка продажи состоялась в 2002 году и она оказалась более успешной. В итоге кран транспортировал в Южную Корею, покупатели заплатили за него символическую сумму в 1 доллар.
После начала строительства современного нового города на месте промзоны вместо промышленного крана в Мальме появился закрученный небоскреб, уже высотой аж в 190 метров.
Здание много лет считалось самым большим перекрученным небоскребом планеты, только почти спустя десять лет выше построили в Дубае.
А это фото частного сектора Мальме примерно 50 лет назад. Достаточно унылая картина, если честно.
Сейчас частный сектор Мальме выглядит совсем иначе. Тут даже комментировать нечего.
На этом фото 70-х годов район Розенгорд, который как раз тогда планировали сделать "городом будущего". В те времена многие страны шли подобным путем и видели будущее в панельных домах.
Сейчас в Швеции это место ожидаемо считается своеобразным гетто, потому что идею с панельными домами шведы не оценили и селить здесь стали вынужденных мигрантов и беженцев из других стран.
Хотя внешне это "гетто" и сейчас выглядит очень даже прилично.