Найти тему
питер мой

☂ Пустые глазницы-рамы Эрмитажа в годы блокады

Оглавление

Добрый день, дорогие друзья!

Недавно в интернете мне попались кадры пустых залов Эрмитажа, которые несомненно тронут душу любого петербуржца и, вообще, любого русского человека.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки - впереди много интересного!!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки - впереди много интересного!!

Бесценная коллекция одного из главных российских музеев была частична эвакуирована, а частично - спрятана в подвалах дворца.

Первые два эшелона, а это 1118 и 1422 ящика, были отправлены уже в июле - 1-го и 20-го числа. А вот третий эшелон уйти не успел - 8 сентября 1941 года кольцо блокады сомкнулось вокруг города.

Укрытием музейных экспонатов на время войны стал Свердловск. По иронии судьбы одним из трех пристанищ стал печально известный Ипатьевский особняк и его подвалы, остальные два - картинная галерея и костел города.

Экспонаты третьего эшелона - к счастью - это были большей частью не экспозиционные вещи - вернулись в Зимний дворец. Музейные работники хранили их в подвалах - фарфоровые вазы, например, были закопаны в песок для защиты от бомбежки.

Фотография Б.П. Кудоярова 1942-1943
Фотография Б.П. Кудоярова 1942-1943

Эрмитаж готовили к эвакуации уже с 1937 года. Но делалось это в абсолютной тайне.

Так директор музея Иосиф Абгарович Орбели дал своим подчиненным совершенно не вызывающее никаких подозрений поручение: провести сверку экспонатов - такая процедура уже проводилась с некоторой регулярностью. Были описаны полные характеристики каждого предмета: материал, размер, цвет, эпоха и многое другое.

В это же время бригада столяров Сампсониевского собора начала изготовление ящиков под уже полученные размеры конкретных экспонатов.

Возможно музейные работники начали что-то подозревать во время масштабной проверки, но даже их удивила необычайная слаженность и четкость действий после начала войны: тысячи ящиков и материал для упаковки как-то незаметно появился в Эрмитаже в нужном количестве и нужных местах.

Еще одно мудрое распоряжение Орбели было в том, чтобы пустые рамы оставить на месте, где выставлялись полотна.

Благодаря всем предпринятым мерам Эрмитаж всего за 18 дней после возвращения картин из эвакуации полностью восстановил свою экспозицию.

Залы Эрмитажа после эвакуации экспозиции, 1941 год
Залы Эрмитажа после эвакуации экспозиции, 1941 год

Экскурсии во время блокады

Но самое удивительное, что даже война не смогла прервать деятельности Музея - он стал одним из огоньков надежды для жителей Ленинграда.

В Эрмитаже читались лекции, устраивались тематические выставки и даже проводились экскурсии по пустым залам.

"И пустые рамы, оказывается, впечатляют." - это цитата из "Блокадной книги" Даниила Гранина с Алеся Адамовича.

Все эрмитажное для петербуржцев обрастает флером исключительности - и в то же время, это становится глубоко личным для каждого.

Поэтому сам факт постоянства работы Музея воспринимается как нечто само собой разумеющееся и неизменное. Кстати, мастерские Эрмитажа не останавливали работу и в месяцы всплесков пандемии.

Друзья, а что для вас значит Эрмитаж?

Про внешний вид Зимнего дворца здесь.

☂Всем - спасибо за внимание! Если вам нравится статья?! - ставьте лайки!! Подписывайтесь на канал - впереди много интересного .