Кто хотя бы раз был в Суворовском училище и видел суворовцев, то, скорее всего, согласится со мной. Суворовцы - это всегда красивые, подтянутые ребята в красивой военной форме. Форма украшает всех! А как они идут на Параде Победы? Любо-дорого посмотреть! Вот они – будущие защитники нашей Родины!
Вот и мама одного мальчишки хотела отдать своего сына в суворовское училище. Тем более, что она воспитывала его одна. А там, в училище, преподают одни суровые мужчины, офицеры в погонах. Жанна надеялась, что её сын получит хорошее образование, будет мужественным, воспитанным, порядочным человеком. Об этом мечтала Жанна. Но в эту цитадель мужества нужно было ещё и поступить, и сдать экзамены. Да и здоровье играло немаловажную роль.
Санёк учился хорошо, на одни пятёрки. Сомнений не было – он поступит. Но здоровье? Здоровье же немного подкачало. Немного? Ну да, совсем немного. Сын стоял на учёте с тромбоцитами.
- А с ними, с этими тромбоцитами, даже и в армию не возьмут, - говорили врачи.
– Да кто же вы такие, маленькие противненькие тромбоциты? Почему из-за вас мальчишку даже в армию не возьмут? - задавала неоднократно Жанна себе этот вопрос.
Потом она узнала, что от тромбоцитов зависит свёртываемость крови. И если боец, например, ранен в бою, а у него в диагнозе запись – тромбоцито- патия – то он может истечь кровью. Думала, Жанна, думала, и решила выдернуть несколько листочков с записью об этом диагнозе. Он же пока не идёт в армию. Ну и вот. Саша сдал экзамены на отлично – первое место по баллам. Пока сдавали экзамены, попутно знакомились с училищем. Провели им целую экскурсию. В училище есть футбольное поле, волейбольная площадка, теннисный корт, бассейн, беговая дорожка, зимой можно кататься на лыжах и т.д.
Одним словом, - всё есть для развития человека и для будущих защитников. Перед родителями и детьми выступал сам начальник училища, генерал Александр Бородин. Он рассказывал, как будет проходить обучение, кто будет их учить и сколько раз будут кормить.
- Учить их будут военные специалисты, лучшие офицеры, мастера своего дела, - говорил генерал. Ученики будут приобретать военную специальность на выбор.
-
А чтобы вы, мамочки, не волновались, кормить их будут шесть раз. - -Извините, - не выдержала одна женщина. – А можно подробнее про питание? Всё-таки это мальчишки. И они же ещё и растут!
- Ну, конечно, растут, - улыбнулся генерал. И самое главное - они же ещё и вырастут! Так вот, про питание, - продолжил генерал. Повторяю – кормить их будут шесть раз. Сначала завтрак, потом второй завтрак. Далее – обед. Потом тихий час. - Да, да, не удивляйтесь. У суворовцев есть тихий час.
Конечно, это не означает, что нужно обязательно спать. Но отдохнуть наш будущий боец должен. После отдыха положенный полдник. Потом ужин. И, наконец-то второй ужин. - Это может быть стакан кефира или молока, с булочкой или пирожком. Вот, надеюсь, я успокоил всех родителей, - выдохнул генерал. И я ещё добавлю – учиться-то некогда – одни походы в столовую! Если же Ваш сын всё-таки не наелся, то в училище есть и буфет. Вот так!
А подполковник, который непосредственно общается с начинающими суворовцами, добавил: - Мы понимаем, что дети ещё очень маленькие, несмотря на то, что это мальчишки. Это для них всё ещё непонятно и трудно, и они даже могут плакать. Но мы сразу с ними работаем. - Никто, поверьте, не останется без внимания. В общем генерал училища и подполковник успокоили родителей.
Раздались аплодисменты. Да, конечно, это здорово! Здорово, если мальчишек будут так кормить! Также родители узнали, что у суворовцев будет и стипендия, которую они могут тратить по своему желанию. А стипендия зависит от степени старания учащегося. Всё справедливо.
Суворовцам дали красивую парадную форму, а также и обычную. Сначала было посвящение в суворовцы. Счастливчиков, тех, которые поступили, одели в повседневную форму. Затем построили их на плацу, и начальник училища сам лично вручил каждому погоны суворовцев для парадной формы. Суворовцы стройными рядами ушли с плаца.
И вот через несколько минут они появились снова. Грянул военный оркестр! Суворовцы были уже в парадной форме и с погонами на шинели, которые только что им вручил генерал! Вот так фокус! Как такое возможно? Суворовцы выглядели как настоящие бойцы. Наши красавцы! Наши защитники. Лица серьёзные, спокойные и одновременно довольные. На глазах мамочек блестели слёзы. Ещё бы! Все они гордились своими сыновьями. Жанна тоже прослезилась.
Она гордилась своим Саньком, своим маленьким защитникам. Мальчишки-то были просто пятиклашками. Но теперь они не просто пятиклашки. Они настоящие суворовцы! После посвящения в суворовцы и торжественного вручения погонов началась фотосессия. Суворовцев фотографировали строем на плацу для истории. А потом фото на память с родственниками, с военными преподавателями и, конечно, с генералом. Жанна вместе с Саньком сфотографировались с начальником училища Александром Бородиным. И это была классная фотография на память на всю жизнь! И ещё любознательной Жанне удалось узнать про фокус с погонами. Оказалось, что такие же погоны суворовцы сами до ночи пришивали к парадной форме. Но эффект с погонами был потрясающий!
Началось учёба. Неделю они учатся, а в субботу после обеда их отпускают домой. То есть это увольнительная. Только нужно было суворовца забирать. И вот Саша вместе с мамой возвращаются домой. Она не может на него наглядеться. Надо накормить ребёнка чем-то очень вкусным. А он ещё и поиграть за компом хочет. Жанна заметила, что Санёк играет-то играет, но настроение у него какое-то не очень весёлое. И она стала расспрашивать сына.
-Санёк, ну давай расскажи, как тебе в училище? Что нравится, что нет.
И Санёк рассказал:
-Гулять нам не разрешают. В футбол и волейбол мы не играем. Порции такие маленькие, что наесться невозможно. - В буфете тоже ничего не купить, потому что перед старшеклассниками не пробиться.
После отбоя нас поднимают раза три, заставляют одеваться с ботинок до фуражки, если кто-то не спит.А после того, как нас поднимут 3 раза, уже и спать не хочется. В отряде сорок человек и, конечно, кто-нибудь не спит. Нас ругают и обзывают нецензурными словами. Говорят примерно так: - Валите отсюда через забор, если кому-то что-то не нравится. И дальше идут плохие слова.
-
Ох! - только и выдохнула Жанна. Как же так? Как это валите через забор? А если дети сироты? Куда же им валить? Разговор закончился тем, что Саша, когда в субботу ехал домой, заплакал в автобусе – он не хотел возвращаться в училище. Саша был в красивой парадной форме. И вдруг слёзы.
- Сашуля, ну как же ты плачешь? Ты же суворовец! Не плачь! Жанна, как могла, успокаивала сына. Но самой до боли было жалко его. На вид, в этой красивой форме он был суворовцем. А ещё это был просто маленький мальчик, который всегда жил с мамой и который не выдержал таких жёстких условий. Прошла суббота, потом половина воскресенья. И вот надо было возвращаться в училище. Саша лёг на пол и сказал, что никуда не поедет. Мама растерялась и не знала, что делать. Наконец, она уговорила своего суворовца, и они поехали в училище.
После того, как Саша доложил, что он вернулся, Жанна решила прийти в училище и во всём убедиться. Ей разрешили это сделать. Она принесла много книг, чтобы мальчишки почитали что-то интересное. Но суворовцы только взглянули на них, им было некогда. Они пришивали подворотнички, приводили свою форму в порядок и начищали берцы. Умывались, чистили зубы. Как и все нормальные люди. Наконец, наступил отбой. Все улеглись спать.
А Жанна осталась посмотреть, как всё будет. Понятно, что сразу сорок человек успокоить невозможно. То в одном углу, то в другом слышались разговоры и смешки. Один суворовец, ротный, пытался успокоить пацанов. Но всё было тщетно. Тогда мама Саши стала ходить между кроватями. Но это тоже не помогало. Кто-то смелый сказал ей:
- Вы можете идти. Мы Вас освобождаем. -Спасибо, - ответила Жанна. – но я не уйду, пока вы все не уснёте. Наконец, минут через двадцать все уснули, и даже кто-то захрапел. Подошёл подполковник и сказал:
-А у Вас неплохо получается. Даже странно. Вижу, что все спят. – А что здесь удивительного? К детям просто нужен подход. – Вот когда летом я работала в оздоровительном лагере, подростки тоже не хотели спать в тихий час. Тогда я им говорила:
-Давайте договоримся так. Вы 15 минут делаете, что хотите: играете в шашки, шахматы, разговариваете с друг другом и т.д., а потом ложитесь спать.
Дети:
-Нет! Нет! Не хотим спать!
- Ну и не надо! Не спите. Просто ложитесь в кровать, закрывайте глаза и полежите 15 минут.
Дети легли. И через 15 минут уже раздавался храп и сопение. Это было очень смешно. А Жанна уходила в свою комнату, что самой не заснуть. -Да, действительно, это было смешно, - улыбнулся и подполковник. В это же время, пока Жанна находилась в училище, один суворовец руками мыл пол. Он, буквально, ползал один по огромной площади, где уже спали все остальные суворовцы.
- А почему он моет пол после отбоя? - спросила Жанна. И почему руками? А не шваброй? Мы ведь сдали деньги на всякие швабры, моющие средства, порошки. Он моет, потому что у него наряд, - ответил подполковники. – А то, что руками- это не страшно. - Я тоже мыл в армии.
-Но позвольте, товарищ подполковник, - возразила Жанна. Вы были в армии, и Вам было 18 лет. А здесь дети, которым всего 12 лет. А некоторым даже 11 лет. Разговор зашёл в тупик. Жанна понимала, что ничего не может сделать, так как суворовец моет пол руками, потому что он в наряде. И даже купленные на деньги родителей швабры не убедили преподавателя. Подполковник «победил». Жанне ничего не оставалось, как уйти из училища. Время близилось к полуночи, а ей нужно было добраться домой.
На другой день мама Александра решила поговорить с генералом: -Александр Иванович! Скажите, пожалуйста, почему в училище всё происходит не так, как Вы говорили. - Суворовцев не выводят на улицу, они даже не гуляют. Не играют ни в футбол, ни в волейбол, ни в теннис. Ни во что! Они не наедаются, потому что порции очень маленькие. - В буфете они тоже ничего не могут купить, старшеклассники не пропускают. Саша взял с собой шахматы, но в них тоже невозможно поиграть. Даже взять их не дают!
- И, наконец, почему их обзывают нецензурными словами? Что это такое? Что это за выражение: «Валите отсюда через забор!» Вот что творится у вас в училище! Почему после отбоя один суворовец мыл пол - огромную площадь- руками, когда родители сдали деньги на всякие швабры? Почему? -Как мыл пол после отбоя? Кто позволил? - загремел генерал. Он даже как будто покраснел от негодования.
-Позволил Ваш доблестный подполковник. - Он сказал, что это не наказание, а наряд. Да ещё и добавил, что он тоже мыл пол в армии. Причём здесь он, простите, и причём здесь армия? -И ещё, - не побоялась добавить Жанна, - как же утверждение подполковника, когда он говорил:
-Мы всегда наблюдаем за детьми. Понимаем, что им трудно. И если видим, что кто-то плачет – начинаем беседу. Работаем с ними. Это всё осталось просто словами. Саша мне сказал, что все плачут в туалете. А подполковник никого не видел и ни с кем не разговаривал.
- Хорошо! Вернее, ничего хорошего! Но завтра я во всём разберусь. Разберусь! И всё будет хорошо! Не волнуйтесь так, - начал он успокаивать родительницу. Приходите завтра, и мы с Вами пройдём в столовую. И Вы своими глазами увидите, как кормят суворовцев. Генерал сдержал своё слово. Жанна, конечно, пришла. Вместе с генералом они прошли в столовую. Но порции были маленькие, как и неглубокие железные тарелки…
Дома мать с сыном поговорили и пришли к выводу, что Саша уходит из училища. - Не нравится мне там учиться и я не хочу быть военным. Не хочу! -Ну что ж, - вздохнула Жанна. Так и быть. Я не вправе тебя заставлять. -Ты сам должен сделать свой выбор.
На другой день они пришли, чтобы забрать документы. Но это оказалось тоже не так легко. Генерал Бородин сказал:
- Я не могу сразу отпустить его, так как всё это делается через Москву. Но Жанна очень просила отпустить Санька. Если не лежит душа, то зачем мучить человека?
Генерал Александр поговорил с суворовцем Александром и понял, что надо отпустить Санька. Не каждый может служить в армии. Для этого тоже нужно призвание.
Вот так и закончилась у Санька суворовская служба, так и не начавшись. Ну что ж, у каждого свой путь и свой выбор. Не каждому дано служить в армии, не каждому это нравится.
А суворовец Александр никогда не пожалел, что не стал суворовцем.
Самое главное в этой жизни, самое главное – оставаться человеком.