Найти тему
Горькая правда

Мужчина не подобен женщине

"Есть ли в Исламе феминизм? Однозначный ответ — нет. Потому как в Исламе, как мы привели пример из коранических аятов, есть равноправие мужчин и женщин. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, женщины являются сёстрами мужчин» (приводится у Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджи)" (цитата из чужого блога)

Равноправие означает равные шансы на то, чтобы войти в Рай — при должном соблюдении всех приказов и запретов Творца. Однако в этом мире Аллах наделил оба пола разными природными данными и потому установил для них различные нормы шариата.

«Вот сказала жена Имрана: "Господи! Я дала обет посвятить Тебе одному того, кто находится в моей утробе, (сделав его служителем Божьего храма). Прими же от меня, ведь Ты — слышащий, знающий". Когда она (Ханна) родила её (Марьям), то сказала: "Господи! Я родила девочку", – но Аллаху было лучше знать, кого она родила, и то, что мужчина не подобен женщине» (Коран, 3:35-36).

Как прокомментировали Катада:

«Женщина не имеет возможности для того, чтобы поручить ей это, т.е. посвятить её (служению) в храме, чтобы она была там предстоятелем и уединялась в нём, не покидая (храм) — из-за тех менструальных кровотечений и болей, которые постигают её» («Тафсиру-т-Табари», 6/335),

и сам ат-Табари:

«Мужчина не подобен женщине, потому что мужчина более силён и полезен в деле этой службы, а женщина в некоторых её состояниях не годится для того, чтобы входить в священное место и заниматься службой в храме – когда она страдает от месячных и послеродовых кровотечений» («Тафсиру-т-Табари», 6/334).

Эти слова Аллаха относятся не только к служению в Его храмах, но и ко всем случаям, когда права и обязанности двух полов неодинаковы:

«Является ли это (выражение) частным, касающимся только канонов (служения в еврейских храмах), или же обобщённым, ведь мы знаем, что необходимо (признавать) равенство обоих (полов) в их человеческой природе и тому подобном? Первое мнение оспаривают тем, что женщина не может стать судьёй, имамом, для неё необязательно участие в пятничной молитве и др. – вопреки второму мнению, (которое неоспоримо)» («аль-Бахру-ль-мухит» имама аз-Заркяши, 4/165-166).

«Суть этого превосходства — в том, что (мужчине) отдано предпочтение над (женщиной) в (различных) постановлениях (Ислама). Шариат отразил это превосходство в том, что сделал мужчину равным двум женщинам в вопросах свидетельства, наследования и выплаты компенсации (родственникам убитого)» («Заду-ль-ма'ад» Ибн аль-Кайима, 2/299).
http://islamport.com/w/qym/Web/3188/283.htm

Скромные шариатские права мусульманок сопряжены с их скромными обязанностями: они могут не участвовать в коллективных молитвах, освобождаются от намаза и уразы в дни менструаций, от службы в исламской армии и т.д. При этом жена, повинующаяся её мужу-мусульманину во всём дозволенном, получит награду муджахида, как это вытекает из достоверного хадиса: передаётся, что Джабир бин Абдилля (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

"Однажды мы сидели с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и к нему пришла женщина, которая сказала: «Мир тебе, о Посланник Аллаха. Я послана к тебе женщинами. Аллах является Господом мужчин и Господом женщин, Адам является отцом мужчин и отцом женщин, и тебя Аллах послал как к мужчинам, так и к женщинам. Так вот, когда мужчины выходят для сражения на пути Аллаха и погибают, то “они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей щедрости” (Коран, 3:169-170). И поэтому, когда они выходят в поход, то знают о той награде, которая им уготована. Что касается нас – женщин, то мы служим мужьям и сидим дома, так какова же будет наша награда?» На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ей сказал: «Передай женщинам от меня приветствие и скажи им, что их повиновение мужьям приравнивается к этому (борьбе на пути Аллаха), но мало кто из вас это делает!»" (Ибн Аби-д-Дунья в «Китабу-ль-‘ияль», стр. 528. Шейх Махир аль-Кахтани назвал хадис хорошим).

Кстати, господство мужа над женой прописано не только в Коране, но и в Библии:

«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию.

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (Первое послание к Тимофею, 2:8-12);

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены» (Послание к Ефесянам, 5:22-23);

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (Первое послание к Коринфянам, 11:5-10).

«И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их» (Книга пророка Исайи, 3:16-17).

Поэтому архиепископ Константинополя Григорий Богослов учил:

«Не стройте, женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте напоказ нежной шеи, не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины. Женщине неприлично показывать мужчинам открытую голову, хотя бы золото вплетено было в кудри или несвязанные волосы, как у скачущей менады, развевались туда и сюда нескромными ветерками. <...>

Если ты к супругу своему питаешь такую же любовь, какую и он к тебе с тех пор, как цветущей девой ввёл тебя в брачный чертог, то сие приятно ему. Но если стараешься понравиться взорам других, то сие ненавистно твоему супругу. Лучше тебе внутри своего дома скрывать прелести, данные природой, нежели неблагочинно выставлять напоказ прелести поддельные. Ибо супругу довольно и природной твоей красоты. А если красота выставлена для многих, как сеть для стада пернатых, то сперва станешь любоваться тем, кто тобой любуется, и меняться взорами, потом начнутся усмешки и обмен словами, сначала украдкой, впоследствии же с большей смелостью. Но остановись, говорливый язык, и не произноси того, что последует за этим. Впрочем, скажу за несомненное, что всякая шутка женщины с молодым мужчиной уязвляет как острое жало. <...>

Лучшая драгоценность для женщин – добрые нравы, то есть сидеть больше дома, беседовать о Божием слове, заниматься тканьем и пряжей (это обязанность женщин), распределять работы служанкам и избегать с ними разговоров, на устах, на глазах и на ланитах (щёках – ред.) носить узы, не часто переступать за порог своего дома, искать себе увеселений только в обществе целомудренных женщин и в одном своём муже, для которого ты с Божия благословения разрешила девственный пояс. Да и вольностям мужа полагай меру, чтобы тем самым уверить его, как далеко ты держишь себя от чужих мужчин» (стихотворения Григория Богослова, глава «На женщин, которые любят наряды»).

Таким образом, идеи феминизма и эмансипации глубоко чужды не только шариату Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но и христианской традиции, вобравшей в себя духовное наследие древних пророков (хотя и не без искажений). Женский пол сотворён Аллахом не для конкурентной борьбы с мужчинами и уж тем более не для власти над ними, а для того, чтобы быть их опорой в домашнем быту и союзником в деле продолжения рода и воспитания потомства. Именно к этому должна стремиться любая дочь Адама, желающая снискать любовь и довольство её Господа.