Найти тему
Белорус и Я

В чём сила Беларуси и зачем России нужно Союзное государство

Эксперт Союзного государства

Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл КОКТЫШ рассказал о том, каким он видит проект будущего Союзного государства

- Кирилл Евгеньевич, чего у Союзного государства, по-вашему, больше - достижений, проблем или перспектив?

- Проблема в том, что достижения есть, и они реализованы, а вот перспективы неизвестны. Повестка дня, которая закладывалась 20 лет назад, большей частью выполнена. И главный вопрос теперь заключается в том, каковы дальнейшие перспективы, как создать проект будущего для Союзного государства и куда идти дальше.

- В Договоре о Союзном государстве прописано создание союзной конституции, союзного парламента, союзного Совмина, единой валюты и так далее... Когда-нибудь мы к этому придём?

- Разумеется, придём. Но политическая интеграция должна следовать за экономической, за выравниванием экономического пространства, за созданием среды, комфортной и для российских, и для белорусских субъектов хозяйствования. Политическая интеграция сегодня существует в виде координации действий. Внешняя политика координируется достаточно существенно. Во внутренней политике, я бы не сказал, что существуют какие-то кардинальные различия, тут всё достаточно сопоставимо. Культурное пространство наших стран остается родственным, сохраняя при этом свою разность, и в этом его сила.

- Разве в разности может быть сила?

- Конечно, потому, что разнообразие – это источник и причина и инновационности, и национального богатства, и всего остального. Если говорить про завтрашний день, то политическое сближение определённо будет. Но крыша надстраивается уже после того, как построено всё здание, нет смысла делать её раньше.

- У нас есть СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС... Какое место Союзное государство занимает среди интеграционных объединений?

- Это абсолютно разные структуры. СНГ - это клуб, в котором собираются для того, чтобы обсудить проблемы и выработать какие-то общие взгляды и подходы. Но его решения не императивны, не категоричны, каждый участник может их трактовать по-своему и по своему изменять. Каждая страна сама выбирает, к каким соглашениям присоединяться, а к каким - нет. Инструменты имплементации, по большому счету, там отсутствуют.

- Тогда какой в нём смысл?

- Такой же, как и в любом клубе. Встретились, обсудили, договорились, выработали общее понимание ситуации, а дальше каждый всё решает сам. СНГ, на самом деле, так и замышлялось. В этом плане его корректно сравнивать с БРИКС, который по большому счету является таким же межгосударственным клубом. Союзное государство - это более функциональный, ориентированный на практику проект, он позволяет синхронизировать систему принятия решений Беларуси и России. ОДКБ - это военный формат, обеспечивающий безопасность и распространяющий российские ядерные гарантии на постсоветское пространство. А Евразийский союз - это расширенный формат Союзного государства. Многие вещи, которые обкатаны и апробированы в Союзном государстве, потом могут имплементироваться в Евразийский союз. Кстати говоря, в свете белорусского председательства в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), очень многие наработки именно Беларуси могут быть имплементированы в ЕАЭС.

- В чем сильные стороны Беларуси?

- Во-первых, в индустриальной идентичности. Беларусь - единственная страна в регионе, которая сохранила не только промышленный потенциал, но и развитую систему подготовки рабочего и инженерного класса. Это заложенный еще в СССР достаточно высокий уровень технической мысли, такого количества инженеров, а главное, ориентированной на их воспроизводство образовательной системы, в сопоставимых с Беларусью масштабах на постсоветском пространстве больше нет. Это приводит к издержкам – так, сегодня в Республике перепроизводство инженерных кадров, многим приходится искать работу за рубежом. Но ведь это вызов и для Союзного государства – создать для них рабочие места, что было бы очень ценно, и стало бы его безусловным достижением.

Во-вторых, у Беларуси очень развитый IT-сектор. Белорусский Парк высоких технологий по доходам сопоставим с российским «Сколково», при том что инвестиции в ПВТ были порядково ниже, это были даже не столько инвестиции, сколько льготы. И если Беларусь объединит потенциал Парка высоких технологий и промышленности, IT и производство, то это сможет дать импульс для прорыва, который выведет Союзное государство на принципиально новый уровень. Так, технология производства станков с числовым программным управлением последнего поколения сегодня есть только у пары стран в мире, и, если Союзное государство наладит их собственное производство, это станет важным этапом в развитии нашего Союза, который во многом компенсирует катастрофические провалы промышленной политики 1990-х. А сам Союзный проект обретёт новое качественное звучание. Тогда каждый гражданин увидит, почему для него это значимо, ценно, и где причитающаяся ему доля от его участия в этом большом локомотиве, который всех нас может вывезти в прекрасное завтра.

Продолжение, о том, каким будет Союзное государство через 20 лет, читайте здесь

подготовил Валерий ЧУМАКОВ, Москва

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.

© "Союзное государство", №1-2, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Материалы по теме:

О "национальном интересе" России

Вячеслав НИКОНОВ: "На постсоветском пространстве пора создавать свой Евросоюз"

Зачем возрождать комсомол?

Почему Беларусь не захотела слияния с Россией

В Беларусь готов войти военный контингент

Какая судьба ждёт белорусскую молодёжь, если победит оппозиция?

Что думают знаменитые белорусы о событиях в Республике

Как создавались NEXTA и подобные проекты

Сколько стоят забастовки в Беларуси и кто за это платит

Карен Шахназаров - о будущем Беларуси и России