вырубают в МХАТ им. М. Горького
возвращают нас к постановке 1988 года — классическому психологическому русскому театру.
Премьера «Вишневого сада» состоялась 17 января 1904 года в день рождения А. П. Чехова. Раневскую играла Ольга Книппер-Чехова, Гаева – Станиславский. В зале собралась артистическая и литературная элита Москвы — А. Белый, В. Брюсов, М. Горький, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин. Когда Чехов появился на авансцене после третьего акта, его встретили аплодисментами. Но премьера не принесла театру успеха. «Юбилей вышел торжественным, — вспоминал Станиславский, — но оставил тяжелое впечатление. От него отдавало похоронами. Было тоскливо на душе. Сам спектакль имел лишь средний успех, и мы осуждали себя за то, что не сумели с первого же раза показать наиболее важное, прекрасное и ценное в пьесе».
Сам Чехов остался недоволен премьерой, увидев в ней то, от чего старался уйти. Он умер, так и не дождавшись успеха своего последнего произведения. Мнения критиков были противоречивы и неоднозначны. «Вишнёвый сад», скорее, повесть в лицах, чем сценическое произведение, он полон щемящей душу грусти, — писал В. Дорошевич. — Это поэма». «В чеховских пьесах нет материала для занимательного пересказа, нет «сюжета», нет интриги, — утверждал А. Амфитеатров. — Есть ряд портретов, картин, – группы, краски, пейзаж, рисунок и звуки живущего дня».
Многие считали «Вишневый сад» пьесой о фатальности, обреченности, бессилия человека перед жизнью. Луначарский считал пьесу «до боли грустной… общая идея бессилия человека перед жизнью, бессмысленностью, стихийностью совершающегося процесса. Жизнь сама нами владеет, наделяя нас разными масками и ролями». Мейерхольд, который к тому времени уже ушёл из МХТ, писал Чехову: «Ваша пьеса абстрактна, как симфония Чайковского. И режиссёр должен уловить её слухом прежде всего. …Веселье, в котором слышны звуки смерти».
Владимир Набоков утверждал, что «мир для Чехова смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймёте его печали, потому что они нераздельны». С 1904 года по 1959-й на сцене Художественного пьесу сыграли 1273 раза. В разное время в спектакле были заняты знаменитые: А. Тарасова, О. Андровская (Раневская); А. Степанова (Аня); В. Лужский, В. Качалов, П. Массальский (Гаев); Л. Леонидов, Н. Масалитинов, Н. Баталов, (Лопахин); А. Грибов, В. Топорков (Епиходов); Н. Хмелев (Фирс). Сегодня трудно назвать театр в России и в мире, где не ставили бы эту знаменитую пьесу Чехова. В 1988 году «Вишневый сад» в МХАТ заиграл в неповторимой сценографии Владимира Серебровского, режиссера Сергея Данченко, в исполнении народной артистки СССР Татьяны Дорониной в роли Раневской.
На этот спектакль почти невозможно было достать билеты — зрители выстаивали огромные очереди, чтобы увидеть «Вишневый сад» с Дорониной. Декорации, костюмы, игра актеров восхищали, надолго оставаясь в памяти. В 2017 году чеховская пьеса зазвучала в постановке народных артистов России Михаила Кабанова и Валентина Клементьева, где главную роль сыграла заслуженная артистка РФ Лидия Матасова. Сегодня на сцене Художественного — реконструкция спектакля «Вишневый сад» в постановке народного артиста России Валентина Клементьева, в роли Раневской –заслуженная артистка России Анна Большова.
О спектакле, игре актеров у каждого, понятно, останется свое мнение, но декорации таланта Владимира Серебровского вряд ли кого оставят равнодушными своей неповторимостью и необычайной красотой. Кстати, в МХАТ Серебровский пришел уже зрелым художником и служил здесь 28 лет, оформив более 30 спектаклей. «Вишневый сад» — еще одна историческая реконструкция важного для нашего театра спектакля, с выдающимися декорациями Владимира Серебровского. Последнего, как это ни странно звучит, театрального художника Серебряного века, жившего тогда, когда Серебряного века уже не было, — отметил художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков».
О пьесе Чехова «Вишневый сад» и по сей день не стихают споры: почему они не стареют, актуальны и каждый режиссер, актер, художник находит в них свое решение? В его драматургии внешнее сюжетное действо уступает место символике, мистике, психологической насыщенности. Кто-то принимает Чехова, для кого-то его пьесы излишне затянуты и, что говорится, «ни о чем». Но в этом «ни о чем», когда герои не слышат друг друга, пытаются убежать от реальной жизни, не понимают, для чего живут, смысл поэтики Чехова. Русский классик искал свои пути поэтического театра символа, а его пьесы — одни из первых будущего театра абсурда — о потерянности человека в мире, лишённом логики. Вишневый сад вырубают, а что остается?..
Фото спектакля «Вишневый сад» пресс-службы МХАТ им. М. Горького.
Видео по пьесам А. П. Чехова. Программа «Вишневый сад»:
«Три сестры». Деклан Доннеллан.
«Тарарабумбия». Дмитрий Крымов
Со съемок фильма по пьесе «Иванов» ч.1
Со съемок фильма по пьесе «Иванов» ч.2