Китайцы не устают удивлять. Как известно пустыня – это довольно суровое место для продолжительного нахождения человека. Отсутствие воды, изнуряющая жара, зыбучие пески и песчаные бури заставляют человека обходить пустыню стороной. Но китайцы не из робкого десятка, они проложили шоссе через одну из крупнейших песчаных пустынь планеты.
А дело было так…
На западе Китая расположилась пустыня Такла Макан площадью около 300 000 км2. И, несмотря на температуру воздуха, превышающую +50 градусов и частые песчаные бури, за два года (1993- 1995г.г.) было построено Таримское шоссе длиной в 522 км. Причем 446 км проходят через необитаемую пустыню. Пустынная часть шоссе носит гордое звание – «Самое длинное в мире шоссе, проходящее по пустыне». Один километр строительства дороги для Китая обошелся около 14 миллионов долларов.
После окончания строительства пришлось решать еще одну проблему. Пустыня не хотела сдаваться без боя и частые песчаные бури просто засыпали шоссе песком, так что по нему не возможно было проехать. И что бы окончательно не «проиграть» пустыне и не потерять в песках шоссе инженеры решили по обе стороны дороги высадить деревья и кустарники.
Специалистам понадобилось 5 лет, что бы подобрать растения способные выжить в таких тяжелых условиях. Победителями стали саксаул и несколько видов ивы. Пробную партию высадили в 1999 году на шести километровом участке. Через несколько лет участок достиг 30 км посадок.
Эксперимент увенчался успехом, растения прижились, и в 2003году правительство Китая полностью одобрило такое решение проблемы в борьбе с занесением шоссе песком. В результате вдоль 400 километрового участка дороги красуются зеленые насаждения шириной около 70 метров по обе стороны.
Для полива растений построили уникальную систему орошения. Пробурив скважины глубиной около 100 метров, было обнаружено подземное море и с помощью насосов вода подается в оросительную систему.
Для обслуживания оросительной системы каждые четыре километра построили станции, в которых на ежедневной смене трудится сотрудник. Трудовой контракт подписывается на два года и разрешает сотруднику взять с собой на вахту свою «вторую половинку» мужа или жену. Работа больше подходит для людей любящих уединение, схожая с работой смотрителя маяка. Вдоль шоссе построены несколько кафе и АЗС.
Вообще дорога соединяет два небольших города Минфэн и Луньтай, но не для их жителей была затеяна такая глобальная стройка. Все банальней. В пустыне Такла Макан находятся крупные месторождения нефти и газа. Под песками расположился Таримский газоносный бассейн, хранящий в себе почти 30% нефтегазовых запасов Китая.
Первое месторождение обнаружили еще в середине XX века. В 70-х годах Китай решил более плотно начать обследовать Таримский бассейн и в 1984 году обнаружили на краю пустыни нефтяное месторождение. На этом не остановились и стали обследовать и изучать нефтяные скважины в глубине знойной пустыни. Изыскания были вполне успешны. Так в 1989 году для транспортировки нефти и было принято решение построить шоссе.
Опыт, полученный китайцами по укрощению песков пустыни, может пригодиться и на других территориях нашей планеты. Учитывая, как быстро меняется климат.