Работодатель получил право с января 2021 года официально предлагать своим наемным работникам работу в удаленном формате, но не более чем на 6 месяцев. Таким образом, государство ввело формат удаленной работы в штатный режим.
Работодатель имеет право продлевать режим удаленной работы по веским основаниям, например в связи с пандемией, а также по договоренности с работником. Находясь на удаленной работе, сотрудник имеет право на оформление больничного листа (листка нетрудоспособности). Бумажный вариант высылается почтой как документ (ценным письмом с описью вложения), номер электронного варианта пересылается работодателю по e-mail.
Труд дистанционного работника теперь в правовом поле РФ. Официальное трудоустройство, трудовой договор являются обязательными процедурами. Оформление возможно также «на удалении»: документы с подписями и печатями можно переслать «бумажной» почтой. Если трудовой договор заключался без указания формата работы, то для перехода на удаленку следует заключить отдельное соглашение и о графике работы, и о регламенте выходов на связь и т.п.
Дистанционному работнику важно учесть временной лаг своего местоположения с работодателем или основными клиентами, поскольку в России разница между часовыми поясами достигает 10 часов. В договоре важно учесть часы работы с учетом разницы во времени.
Важно отметить, что закон запрещает уменьшение зарплаты по причине перехода на дистанционную работу.
Если дистанционный работник не выходил на связь с работодателем больше двух дней подряд, с момента соответствующего запроса работодателя, (при отсутствии иного соглашения), то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с соблюдением норм трудового законодательства. Уважительные причины также указаны в ТК РФ.
Закон VS реальность!
Эксперты уточняют, что новелла о дистанционной работе в российском законодательстве относительно молода. Поэтому часть вопросов трудовых отношений должна регулироваться работодателем и работником самостоятельно. В западных странах формат дистанционного сотрудничества не нов и законодательство жестко следит за «неочевидными» для россиян казусами такого формата работы.
Во Франции, например, на работодателя налагается обязанность отключать от рабочих серверов сотрудника после окончания трудового дня и на выходные. Сделано это для того, чтобы вне рабочего времени наемный работник не был обеспокоен, например, почтовой рассылкой, отвлекаясь на просмотр корреспонденции. В России пока общепринятой является практика связи с дистанционным работником в режиме, что называется, 24/7. Опрос работодателей показал — только прямой телефонный звонок они считают «беспокойством» работника на удаленке. Поэтому в нерабочее время прямых звонков избегают. Сообщения в мессенджерах, e-mail в любое время суток большинством работодателей «беспокойством» не считается.
Есть еще одни нюанс, о котором россияне должны знать: формат дистанционной работы значительно расширяет рынок труда, включая в него всю страну сразу. Это означает ужесточение конкуренции для наемного работника и увеличение выбора для работодателя. Больше предложение — ниже цена. Специалисты прогнозируют снижение зарплат для тех категорий специалистов, труд которых легко конвертируется в дистанционный формат.