Мольер — это имя, которое до сих пор знает любой человек, испытывающий интерес к театру. Больше всего он известен своими комедиями, которые изменили существовавшие на тот момент принципы драматургии. В его стиле удивительным образом сочетаются начала классической комедии и продолжение народного фарса.
Низкое происхождение не стало преградой для получения превосходного образования. Это оказало на него колоссальное влияние. Он любил философию, изучал латынь и даже получил звание по окончании колледжа. Несмотря на это, он понимал, что его призвание не сочетается с планами родителей, и выбрал театральную стезю, начав с актёрства.
Прежде чем прославиться, он долго гастролировал по провинциям вместе со своей труппой. За это время Мольеру довелось познать всю горечь актёрской доли — тринадцать лет он скитался, пытаясь найти себя.
После этого Мольер задумался о том, что его театру не хватало чего-то особенного, такого, что выделяло бы его среди всех прочих. И это послужило идеей для создания самобытного репертуара. Сначала он брал за основу итальянские примеры, но потом начал отходить от этих штампов и добавлять элементы народного шарма. Его материальный успех и любовь зрителей подарили ему возможность приобрести театр в Париже.
Комедиограф, несомненно, был новатором. Его зрелые комедии отличаются не только тонким юмором, но и вставными элементами. Мольер использовал балет во время постановки танцевальных выходов артистов.
Но даже удивительная популярность не спасла драматурга от нападок. В частности, здание его театра было поломано и приватизировано в 1660 году.
Однако, даже широчайшая известность Мольера и его значимость для современного театра не может гарантировать того, что все сведения о нем достоверны. До нашего времени не дошло ни одного оригинала его рукописей.
Всю жизнь его сопровождали слухи и ореол таинственности: в сорок лет Мольер женился на Арманде Бежар, младшей сестре его возлюбленной Мадлен. Это вызвало огромное количество пересудов, люди даже говорили, что Арманда вовсе не младшая сестра, а дочь драматурга!
Несмотря на все домыслы одна вещь сомнению не подвергается: вклад Мольера в мировое искусство. Его называют многими именами: и величайшим комедиографом, и человеком, который сделал комедию равной трагедии.
Сейчас для нас очевидно, что комедия может подчас, высмеивая, обнажать неприглядные стороны человеческой души и таким образом влиять на людей, вынуждая их рассматривать свои недостатки. Но во времена до Жан-Батиста комедия считалась низким жанром, она была вульгарной и бытовой. Литературоведы традиционно делят его комедии на два типа: «бытовые» с сюжетом из жизни и элементами фарса, и «высокие», в которых присутствует глубокий психологизм. «Высокие» комедии в основном относятся к позднему периоду жизни комедиографа. Пушкин определял этот жанр следующим образом: «...высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров и нередко близко подходит к трагедии».
Закат своей жизни Мольер встретил на сцене, ведь он до последних дней оставался не только автором, но ещё и актёром. После того,как его вынесли со сцены, он доехал до дома, где скончался. Похоронен Мольер был тихо и без почестей, потому что не успел причаститься.
Э. Фаге: «Мольер является апостолом «здравого смысла», то есть тех общепринятых воззрений публики, которую он имел перед глазами и которой хотел угодить».
Текст: Александра Адамовская
Фото: свободные источники