предыдущая часть 8 "Русалка на ветвях сидит" - здесь
Список всех частей - здесь
«Как бы не защекотала»
И люди, и обезьяны любят проказы и шутки. Ну а демоны и подавно. В «Пословицах русского народа», собранных В.Далем, поведение нежити передано такими глаголами как «прокудит», «проказит», «тешится», «шутит», Например, «Чем черт не шутит», «Шутил бы черт с бесом, водяной с лешим». «Шут» и «Шутовка» — заменители слов «черт» и «чертовка», «леший» и «лешачиха», «водяной» и «русалка». Даль ссылается, например, и такую проказу русалок: «Сказывают, что они иногда от скуки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев»[199].
Но, конечно, самая известная и опасная из русалочьих проказ — это страсть к щекотке. В монографии Зеленина читаем
«Стремление и привычка щекотать людей считаются настолько характерными для русалок, что от этого своего свойства русалки получили два своих названия: малорусское лоскотуха (или лоскотовка и т.п.) и белорусское казытка. Оба эти названия обозначают собственно: щекочущая, щекотунья. Это свойство русалок (так же, как и их громкий хохот и рукоплесканья) сближает их с лешими, с теми лешими, женами коих иногда бывают русалки. Лешие также замучивают людей щекотаньем, вследствие чего кое-где зовутся щекотунами»[200].
Вот несколько примеров из работы Д.Зеленина, указывающих на это свойство русалок: «Крестьяне-белоруссы Гродн. у. Лашанской вол. верят, что если во время цветения ржи русалке попадается человек во ржах, то его непременно заказычиц руками и цыцками до смерти, и сама засмеется». Мценские русалки «мужчин с хохотом окружают, рвут одежды, пока совершенно не сделают голыми, потом сзади хватают под мышки, щекотанием приводят их в хохот и щекочат до тех пор, пока они не падают в обморок» (Из воспоминаний протоиерея Н.И.Соколова). «В Енотаевском у. Астрах. губ. русалку называют: лобаста «Глядь, ан за ериком (протоком) девка — знать лобаста — нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные предлинные, а тело-то лохматое прелохматое; да как захохочет, да в ладоши ударит, — они и пуще того испугались: как бы не защекотала» (сообщение священника Виноградова, 1848 г.)[201].
В.А.Ендеров пишет, что чувашский арсури — «страшный любитель щекотать попавших в его руки людей. Он иногда защекочивает их до смерти»[202]. Ногайская албаслы, сообщает Р.Х.Керейтов, напав на человека, «уносит» его в лес и умерщвляет щекоткой»[203]. В книге по казахскому фольклору читаем следующее: «Нечистая сила подстерегает человека в бескрайней степи, у воды. В степи или в лесу можно встретить веселых болшегрудых девиц — кульдыргыш. Встреча с ними не сулит ничего xорошего: если человек попадет к ним в руки, они защекочут его до смерти»[204].
Татарский леший «шурале» каждому встречному «предлагает играть в кытыклы-мытыклы (щекотку)». «Игра эта очень опасная. Сколько бы человек ни кричал, ни умолял о пощаде, шурале не перестанет его щекотать до тех пор, пока человек не умрет»[205].
Все это можно было бы принять за «народные бредни», если бы не наблюдения приматологов за шимпанзе и гориллами. В книге Гудолл читаем: «Спустя несколько минут Майк сел, наклонился над Фло и принялся щекотать ей шею и пах. Фло придерживала Флинта одной рукой, другой пыталась защищаться. Сотрясаясь от приступов характерного для шимпанзе беззвучного смеха, она, не в силах больше вынести этой игры, откатилась от Майка. Но Фло была возбуждена — эта старая самка со стертыми до корней зубами очень скоро сама пододвинулась к Майку и стала щекотать его ребра своими костлявыми пальцами.
Настал черед Майка смеяться, он схватил ее за руку и снова начал щекотать». «Внезапно Рудольф повернулся к Олли и начал рукой щекотать ей шею, в то время как ступней он продолжал щекотать Гилку». Шимпанзе щекочут не только друг друга, но и обезьян другого вида: «Подойдя к павиану, Фиган несколько раз толкнул его и начал щекотать под подбородком. Однако это не возымело никакого действия... Другие подростки тоже не раз пытались растормошить Джоба — толкали, щекотали его, но никогда не могли добиться ответной реакции»[206].
Любовь к щекотке у горилл отмечает известная исследовательница этих обезьян Дайан Фосси[207].
Итак, «стремление и привычка щекотать людей», характерные для русалок и прочей нежити, казавшиеся до сих пор столь причудливой игрой народной фантазии, на самом деле выдают с головой обезьянью родословную этих существ.
В тихом омуте черти водятся
«Пословица — краткое образное законченное выражение, обобщающее наблюдения и размышления народа над различными сторонами реальной жизни»[208]. Знаем ли мы, о какой стороне реальной жизни идет речь в приведенной в заголовке пословице? Ведь у нее должен быть как прямой, так и переносный смысл. Без первого не было бы второго, как это видно из взятых наугад примеров: «Собака лает, ветер носит», «Чья бы корова мычала», «Дареному коню в зубы не смотрят», «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», «Цыплят по осени считают», «Гром не грянет, мужик не перекрестится».
А каков исконный смысл того самого омута, в коем черти водятся? И всех прочих подобных речений: «Навели на беса, как бес на болото» (Даль), «Было бы болото, черти найдутся»[209], «Все бесы в воду, да и пузырья вверх» (Даль). «Работа не черт, в воду не уйдет» (Даль), «В земле — черви, в воде — черти, в лесу — сучки, в суде — крючки: куда уйти?»[210] .
Даже выражение «у черта на куличках» из той же серии, ибо «кулижка», согласно Далю, — это «заводь, поемный лужок», образованный изгибом, «коленом» («кулигой») реки. «В общерусских, а особенно северных мифологических представлениях, — пишет О.А.Черепанова, — вода является основным местом обитания черта»[211]. Связь водяных и русалок[212]с водою известна всем, а вот то, что «болото вообще — традиционное место пребывания лешего»[213], здесь следует отметить.
А как относятся к воде демоны других народов?
Грузинский «каджи» переводится как «бес, демон, леший». «Живя в лесу и в воде, каджи людям встречается в лесных трущобах и на пустынных берегах рек»[214]. Е.Б.Вирсаладзе приводит быличку «Дед и каджи», в которой говорится, что «в один теплый летний день дед с внуком отправились в дремучий лес» и, «когда стало смеркаться, дед захотел искупаться. …Только они разделись и вошли в воду, как вдруг возле них появился клыкастый каджи и начал купаться с ними»[215].
Женскую ипостась шапсугского шайтана, джинэ, чаще всего видели «в лесу, на берегу речки или лесного озерка, купающейся или расчесывающей свои распущенные волосы»[216].
В Средней Азии «у ваханцев существовало поверье, что дэвы и пари живут в реке, выходя оттуда лишь по ночам»[217]. В сказке «Царская дочь и Див» последний жил, как и русские черти, «под водой», что не мешало ему однако быть во всеоружии и на суше[218]. Как пишет О.Муродов, «дух албасти являлся одним из крупных персонажей пандемониума ираноязычных и тюркоязычных народов Средней Азии… Некоторые информаторы, как например, Шаходатой из Самаркандского района, описывали демона албасти похожим на обезьяну (маймун), с густыми, пушистыми волосами (фаххакму). Согласно поверьям, по рассказам пожилых информаторов — жителей верховьев долины Зеравшана (к. Худгиф, Табуш, Дарг, Урметан), албасти якобы живут в горах, степях, ущельях, лесах. …Они плывут по речке, большим арыкам или каналам и добираются до людей. Вода является основной стихией албасти, без которой они не могут жить. «Часто албасти представлялась купающейся в арыке или моющей в нем голову, сидящей на берегу реки, расчесывающей свои лохматые волосы».
В том же духе пишет Муродов и о демоне аджине: «Примечательно, что во всех рассказах подчеркивается связь аджины с водой. ...Нередко также рассказывали, что аджина выходит к человеку непосредственно из самой воды, либо, появившись на суше, прячется в арыке под мостом. …Связь аджины с водой обнаруживается в верованиях как равнинных, так и горных таджиков»[219].
По верованиям казахов (которых в дореволюционной литературе обозначали словом «киргизы»), «большие и частые передвижения джиннов» совершаются по ночам, «преимущественно вблизи речек и озер, и потому около последних киргизы избегают останавливаться на ночевку»[220].
Как видим, тесная связь демонов с водой не зависит от географического положения и топографии ареала или национальности людей, верящих в демонов. Чем же вода прельщает нечистую силу? Поскольку люди, как правило, устремлялись в противоположную сторону от тех водоемов, где черти водятся, то и сведений на этот счет у нас чертовски мало. И все же они есть. Зеленин, на основе случайных наблюдений крестьян дореволюционной России, пишет о русалках:
«Видят их часто в прудах, озерах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать». Здесь они обыкновенно чошутся, т.е. гребенкой волосы чешут, чаще спереди назад; от волос сыплются иногда блестки, падающие назад; в воде же они «водой намываются», т.е. моют лицо руками. Один из крестьян рассказывал, что видел русалку, как она в воде (как) перед зеркалом прихорашивалась, другой — как она рыбу да рака ела»[221].
Последние слова дают ясное указание на вполне материальную причину стремления демонов к воде.
В наши дни Э.В.Померанцева, с ссылкой на материалы фольклорной экспедиции по Восточной Сибири с участием студентов вуза, пишет следующее: «В записях студентов Иркутского пединститута мы находим такой, совпадающий с описаниями русалок портрет полудницы: «Обросшая женщина, косы по задницы, груди большие, красивая по себе, но только косматая и волосы будто бы на грудях есть». И далее: «Студентка первого курса того же института передала рассказ своей матери о том, как дед ее видел сидевшую на дереве полудницу, которая при виде его прыгнула в воду»[222].
Полудница — одно из названий «мифических персонажей» в русском фольклоре, название, суть которого проясняется, если вспомнить, что «в прежние времена русалок так многа была, што аны качались по веткам по лясам. Не только ночью, но даже и в полдни». Казалось бы, что интересного в столь кратком и «бессобытийном» сообщении о полуднице, сидевшей на дереве и прыгнувшей в воду при виде человека? Тем не менее для реалиста от демонологии это чрезвычайно интересно. Интересно, что лесная нежить сидела на дереве, как обезьяна, и что с дерева прыгнула в воду, против всех обычаев человекообразных обезьян. Прыгнула, чтобы скрыться в воде (вот еще одна практическая связь с водой), как это делает и упомянутая выше аджина. Интересно и то, что свидетель этой сцены не преминул рассказать о случившемся своей семье.
Демоны любят качаться на ветвях, видимо, просто так, ради удовольствия. Тогда почему бы и воду им не любить еще и просто из любви к купанию? Вспомним того «клыкастого каджи», который в теплый летний день стал купаться вместе с людьми. Или вот еще пример с Кавказа:
«По рассказам информаторов, албаслы любит купаться в реке. По словам пожилой женщины из аула Кызыл-Юрт, она встретила албаслы утром, когда ходила за водой. Албаслы вразвалку подошла к воде, зашла в нее, закинула груди крест-накрест за спину и поплыла по реке, выражая свой восторг междометием «ауф», как обычно делает купающийся человек. Информатор из аула Кызыл-Тогай также убежден, что видел купающуюся в реке албаслы»[223].
Встает вопрос: а как же обезьянья родословная? Как примирить ее с пристрастием демонов к воде? Да, действительно, в том отношении лешие резко отличаются от человекообразных обезьян, однако не от приматов вообще. Макаки, например «не боятся водоемов, отлично плавают, и делают это с удовольствием». «Яванский макак, именуемый… крабоедом, …любит и умело ловит крабов (также моллюсков). …К крабу может подкрасться с камнем в руке, которым его и убивает»[224].
Все же, чтобы не возникло соблазна сблизить леших с макаками, спешу напомнить о другом примате, который, как и лешие, отличается от высших обезьян не только прямохождением, но и любовью к плаванию: о человеке. Здесь мы, как и во многом другом, заодно с лешими противостоим антропоидам. Следует лишь заметить, что во всех практикуемых им видах атлетики — ходьбе, беге, прыжках, лазании, плавании — рядовой демон, видимо, далеко превосходит наших чемпионов. Это следует из фольклора и демонологии, и вполне соответствует логике вещей. Напомню, что русалка бежит так, что «на лошади не догонишь».
Мы еще вернемся к связи демонов с водой там, где речь пойдет об их питании и экологии, но и из сказанного можно понять, почему в тихом омуте черти водятся.