Найти тему
Владимир Шнюков

И КАК ЭТО МЫ ВЫЖИЛИ? ЧУДО...

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

В девяностые годы стреляли, грабили, поджигали, убивали. Страну разворовали, предприятия разгромили, колхозы задушили. Кругом разруха, нищета, безработица, бандиты. Кошмар, в общем, как мы выжили – чудо. Так представляют нам то, что было четверть века назад нынешние государственные мужи и официальные историки. На мой взгляд, это не то чтобы брехня, но – как бы это помягче выразиться – не совсем правда.

Разрухи всех мастей в стране было выше крыши, это факт. Но тут уж ничего не поделаешь: революция, однако, смена общественно-экономической формации, любой стране во время такого перелома гарантировано несколько лет бардака. И это в лучшем случае, в худшем – море крови, гора трупов. Наверное, многое можно было сделать по-другому, но это хорошо рассуждать сейчас, издалека. И представлять, что в девяностые был сплошной ужас, это явный перебор. По разному люди пережили эти годы. Расскажу, как это было в моём родном селе Пучуга, что на берегу Северной Двины.

Колхоз умер, леспромхоз тоже, новых предприятий в селе не появилось. То есть работы не стало вообще никакой. Финиш. Перспектива следующая: народ от безнадёги бухает, пропивая всё, что можно, от пьянки и стрессов пополняя ускоренными темпами местное кладбище; пустые дома, заброшенные фермы, заросшие поля – апокалипсис. «А ещё вином много тешились, разоряли дом, дрались, вешались…».

А вот и нет. Ничего подобного не случилось в старинном русском селе Пучуга. Всё пропало, но самое главное, что нужно крестьянину, осталось – земля. Брошенные колхозом поля и сенокосы. Особенно сенокосы, поскольку в нашем северном краю в крестьянстве упор на животноводство, для зерновых условия не те; а для бурёнок самое то – прекрасные луга в пойме Двины. Так вот: люди просто поделили меж собой эту землю. Поделили спокойно, без скандалов и обид. На наши три хозяйства (отцовское, сестры и брата) досталось гектаров двадцать сенокосных угодий, и где-то гектара полтора брошенного колхозного поля.

Получив землю, приросли скотом, лошадьми и, кто смог, техникой. Колхоз перед кончиной расплатился по паям (размер пая зависел от цифры отработанных в колхозе лет); расплачивался тем, что имел: зданиями, техникой, живностью. Денег не имел, да и не слишком ценились тогда эти фантики. Тут уж кому что досталось и как доставшимся распорядился. Муж сестры приобрёл полумёртвый Т-20, тракторишко размером в полтора раза меньше МТЗ. У Коли золотые руки: довёл до ума, содержал в порядке – до сих пор этот трактор ему служит.

В июле – страда сенокосная: объявлялась мобилизация от мала до велика для заготовки сена, чтобы год продержаться, корову под нож не пустить. Скота держали много. У мамы, помню, корова, телёнок, поросёнок; у сестры корова, два бычка, да конь в придачу. Поля в основном уходили под картофель. Понятно, что хозяйство держали не только, чтобы самим прокормиться, но и продать что-то, какие-то деньги получить. Сами в город не ездили, не ближний свет: до Архангельска четыреста километров, до Котласа двести пятьдесят. Но регулярно наезжали разные скупщики, хлопотавшие по деревням, им и продавали мясо, картошку, овощи.

Разовые заработки у деревенских мужиков всё-таки были. Зимой обычно подкатывали на хороших тачках деловые ребята, порой весьма мутные, нанимали людей для рубки леса в ближних делянках. Что за люди, куда лес увозят, - мужиков не интересовало, лишь бы деньги платили.

Вопрос, конечно, интересный: а как же государство смотрело на весь этот стихийный раздел земли и возникшие на почве оного товарно-денежные отношения?

А никак не смотрело. Государство было где-то далеко-далеко, занималось своими делами, ему было не до Пучуги и ей подобных селений.

Это плохо, что государство не помогало. Но очень хорошо, что не мешало.

Сестра корову держит до сих пор. Минувшим летом заглянул в большой общий загон, смотрю: стоит сестричкина бурёнка одна-одинёшенька. А раньше не один десяток в этом загоне пасся. Не стало в деревне коров. И картофельные поля брошены. И некошеные несколько лет луга потихоньку зарастают ивой. Что случилось?

Причина проста: российское государство пришло и в Пучугу, анархия кончилась, воцарился порядок. Почему при этом порядке в деревне исчезают коровы и перестаёт расти картошка – это тема отдельной статьи, которую я опубликую позднее.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Читайте, комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал.