С тех пор как в моду вошла Дачная жизнь (30-е года 19 века) процесс переезда на Дачу оттачивался, совершенствовался, обрастал кучей того, что сегодня называется «лайфхаками». Начинался этот процесс с Выбора Дачи.
Выбор Дачи
Выбор Дачи – процесс сложный, исключительно важный – ведь здесь надо будет провести почти половину года (уезжали обычно на Пасху, особенно когда она была поздней, а возвращались в город в середине осени), надо обеспечить правильный, «свой» круг общения и нескучное времяпрепровождение, надо обеспечить удобную дорогу в город работающим «дачным мужьям» (о них расскажем потом отдельно).
Газеты 19 века шуточно относили выбор Дачи к области женского умственного труда наравне с обдумыванием туалетов и искусством занимать гостей в качестве хозяйки на приемах и вечерах.
Для того, чтобы будущим Дачникам было проще сделать выбор, выпускались специальные путеводители: например, «Куда ехать на дачу?: Петербургские дачные местности в отношении их здоровости» В. Симанского 1892 года. В этих путеводителях содержались сведения об улицах, магазинах, транспорте, излюбленных местах для найма Дач, а также сведения о том, насколько там хороши помещения и дороги. К ним прилагались карты Дачных местностей и их описание.
Обычно выбор Дачи начинали уже в конце зимы – на масленицу. С выбором Дачи не стоило затягивать. «Дачный бум» в 30-х годах 19 века привел к тому, что «ни одна изба на расстоянии 20 верст от Петербург не останется не занятою; ни одна сажень земли, на которой растет прутик или тощая травка пробивается сквозь песок и пыль, не будут забыты – все, что только имеет форму жилища, будет нанято и названо важным именем Дача» (журналист А.П. Башуцкий, 19 в).
Будущие Дачники приезжали подыскать себе Дачу на лето, на станцию высыпали Дачевладельцы, и борьба за внимание клиента нередко доходила до скандалов и драк среди местных предпринимателей. В узких санях местного крестьянина-извозчика будущие Дачники объезжали Дачи, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что извозчик, этакий своеобразный агент по недвижимости того времени, вез их в первую очередь в «прикормленные» Дачи, расхваливая их и ругая все прочие. Далее осмотр, торг, расписка о задатке (часто с тремя крестиками вместо подписи владельца Дачи) и обязательно угощение от хозяина в честь «самлучшего» выбора.
Подготовка к переезду
Когда Дача была выбрана, начинался процесс подготовки к переезду на Дачу. Здесь существовала целая инфраструктура. Все то, что обычно продавалось как обычная утварь, приобретало статус «Товаров для Дачи» и позиционировалось предприимчивыми продавцами как нечто уникальное именно для Дачи, и без чего на Даче, конечно, не прожить.
Большинство горожан вели кочевой образ жизни, каждую весну съезжая со старой городской квартиры, а осенью нанимая новую. Это позволяло экономить в летний Дачный период на оплате городской квартиры. Поскольку чаще всего Дача была существенно меньше городской квартиры, «лишнюю мебель» приходилось сдавать в городе на хранение на специальные склады.
Но случались и обратные ситуации, когда городская квартира сохранялась. Здесь все зависело от того, сдается ли выбранная Дача с мебелью или без нее. В последнем случае будущие Дачники могли арендовать мебель специально на Дачный сезон - «Надо же было прилично обмеблировать летний свой дом: и столовая, и гостиная и, наконец, жилые комнаты... Магазинов, которые отдавали напрокат мебель, было в Москве в то время много... Выбирали нужную мебель, оставляли, кроме арендной платы, ещё залог, если вас не знали, и уже хозяин магазина доставлял вам мебель на Дачу» (т. е. инициатива компании IKEA, объявившей в 2019 году о возможности арендовать мебель на различный срок не нова, а лишь повторяет Дачные услуги 19 века).
Переезд на Дачу
Сам переезд на дачу был для семейства грандиозным и очень хлопотным событием. Нанимались ломовые (грузовые/гужевые) извозчики (они же были и грузчиками). Их телеги могли выдержать до тонны груза. Надо отметить, что потребность в грузовых (ломовых) перевозках была настолько высока, что по данным справочника «Весь Петроград» в 1916 году ломового транспорта числилось в 2 раза больше, чем легкого (каретного). При этом перевозкой мебели, роялей, пианино занимались не извозопромышленники, а специальные артели, которые гарантировали сохранность груза. Целый караван телег и фургонов вёз из города на Дачу хозяйский скарб: мебель, посуду, узлы с одеждой и прочими домашними вещами и даже цветы в горшках. На макушке поклажи обычно сидели прислуга, гувернеры, кухарки, зачастую с кошкой в руках или с клеткой с попугаем.
Переезд на подводах практиковался до 40 верст, с расчетом, чтобы подвода вечером могла добраться до Дачи. Члены семей ехали на Дачу на поезде. Бывало, что Дачники приехали, а подводы нет, спать не на чем. И приезжает такая подвода поздно ночью с пьяным извозчиком и невероятными оправданиями.
После выполнения перевозки извозчики обычно (помимо платы за перевоз) получали «на чай», это было принято.
На отдаленные Дачи переезжали поездами. "Когда находились Дачники-попутчики, заказывали вагон совместно. Чем больше было таких попутчиков, тем дешевле обходилась перевозка вещей" (из книги «Милый старый Петербург: воспоминания о быте старого Петербурга начала XX века» П.А. Пискарев, Л.Л. Урлаб). Ну а от станции имущество на Дачу везли уже местные извозчики, часто сами хозяева Дач (разновидность современного трансфера).
Сегодня выбор Дачи и переезд на нее уже не так сложны как раньше. Обилие информации в интернете, 3-д туры по Дачам, хорошие дороги, автомобили и меблированные современные Дачи, в которых есть все, что может пригодиться для комфортного загородного отдыха, закончили эпоху «романтического» процесса выбора Дачи и переезда нее по стандартам 19 века. Стандарты века 21 диктуют свои правила. А в остальном тяга горожан к Дачной жизни остается неизменной.
Переезжайте к нам в уютные и обустроенные Дачи Загородного клуба «Дачники.» и получайте удовольствие от комфортного отдыха круглый год.