Всем привет. Начиная с этого и на протяжении 7 последующих постов, будем наблюдать и рассматривать профессию и режиссёра через призму многолетнего опыта, широкого мировоззрения и обширных знаний режиссёра-постановщика Дмитрия Киселёва, моего старинного коллегу по творческому цеху.
1. Назови, пожалуйста, три слагаемых успеха современного режиссёра и то, что в профессии непременно надо избегать.
Вводные автора поста: Задавая этот вопрос, всегда хочется получить в ответ универсальный рецепт, который поможет читателю во многом. Фактически, слагаемые успеха формируются на протяжении профессионального развития и жизни человека. И тут сложно сказать сразу. Лишь на протяжении десятков лет эта формула проявляется. И у каждого она своя.
Ответ Дмитрия: 1. Упорство, а это значит, что если что-то делаешь, к чему-то стремишься, то иди до конца, не обращай внимание на мнения, которых будет великое множество. Безусловно, к мнениям стоит прислушиваться, но они не должны менять твоего отношение к делу и курс движения к цели. Мнение - это лишь мнение человека. 2. "Слушать себя" во время движения к цели. Тут, имеется ввиду, что у каждого человека есть интуиция и жизненный опыт, которые непременно помогают в решении задач. 3. Быть актуальным, если это касается режиссуры. Например, можно снимать фильм про очень красивое масштабное событие в прошлом (например, конные скачки), но в основу фильма положить актуальную тему и проблематику современности. Более актуальная тема - более востребованная зрителем.
Избегайте воровства. Не воруйте у себя свои обещания, это значит, не надо давать себе поблажек и договариваться с самим собой - "и так сойдёт". Видишь проблему, разбирай её и доводи до конца. Если не можешь справиться, ищи союзников, помощников и тех, кто поможет разобраться. Не воровать у себя своё время, энергию, силы и свои идеи - зто значит, что если ничто не должно мешать реализации классной идеи, никакие обстоятельства не должны помешать её воплощению. Как будто эти обстоятельства украли её, но по факту ты сам украл у себя свою светлую, классную идею.
2. Кого в России ты считаешь лучшим режиссёром и почему? Чьи работы стоит пересматривать начинающим режиссёрам?
Размышления автора поста: И тут, немного забегая вперёд, я солидарен с Дмитрием во многом. Чарли Чаплин - сценарист, талантливый режиссёр, великолепный актёр и сильный продюсер. Кем бы он был сейчас, если бы великого Чарли с его знаниями, опытом и идеями перенесли в 2021 год? Скорее всего он бы не нашёл нужного места в нашем быстром, цифровом мире. Смог бы Сергей Михайлович Эйзенштейн в 2021 году поставить современный фильм по современному сценарию? Смог бы однозначно, но это была бы картина, которую, скорее всего не оценили многие и это точно была бы очень авторская картина. Но их фильмы до сих пор являются классическими, которые надо знать.
Ответ Дмитрия: Не сотвори кумира. Были, есть и будут сильные, актуальные режиссёры. Были и есть режиссёры актуальные для своего времени, которые сделали выдающиеся работы для своего времени и для своего поколения. Но вот лучшего такого нет, кино и режиссура - это процесс связанный со временем, с текущей ситуацией и поколением. Современные молодые зрители нуждаются в моментальных, сиюминутных звёздах. Это "быстрое" поколение и стремительная жизнь. Однако, этот тренд пройдёт и обязательно что-то осядет и останется в умах, запомнится и это поколение обязательно будет искать нравственные ориентиры и на кого-то равняться, но это всё будет сильно индивидуально и будет очень сильно зависеть от воспитания - общего, социального и родительского. Тут всё просто - что привили родители, что они дали, и что зашло, то и осталось. Возвращаясь к вопросу - максимально широкий спектр выдающихся режиссёров от Тарантино до Тарковского, не только Российских, иностранных тоже.
А начинающим режиссёрам надо смотреть как можно больше, но не просто смотреть, а стараться увидеть, что хотел "сказать" режиссёр и что он пытался донести и обязательно попытаться увидеть то, каким образом он достиг целей и добился того, чтобы оказаться в списке лучших режиссёров. Обязательно смотрите вглубь картины, в её "душу", так вы сможете увидеть частички души режиссёра, вложившего душу в произведение. И это важно. И вот почему.
Искусственный интеллект в скором времени научится быстро делать фильмы, мультфильмы, писать картины, очевидно, что скорость обработки информации у ИИ будет в скором времени в разы больше человеческого, НО!
Но искусственный интеллект вряд ли сможет поставить картину, у которой будет душа. Обязательно тема души и чувственности в картинах придёт и будет очень актуальна, но это произойдёт после цифровой революции в кино и в искусстве.
Чувственность, душа, переживания режиссёра и любого творца - его боль, любовь, переживания и настоящая, живая работа и с его ощущениями и с тем, что он решил "законсервировать" в кино, сериале, картине, книге, театральной постановке, музыкальном произведении - это и есть живой, настоящий ценный продукт, который будет востребован.
Без души и эмоций кино - не кино, оно "не будет работать", это формализм и никому не нужная вещь, тронуть это никого не сможет.