Нам часто приходится слышать, что проблема в чем угодно, только не строителях и системе государственного контроля над ними. Чаще всего винят погоду, грунты, судьбу, да что угодно.
На самом деле все очень просто. За каждой плохой дорогой всегда стоит по каким-то причинам не открытое уголовное дело.
Но давайте, конечно, по порядку.
1. Первой причиной качества дорог являются государственные сметы на них. В эту смету строитель не может заложить, скажем свою прибыль. Нет там такой строки: Прибыль строителя 30%. Нет. Строитель должен свою прибыль прятать в смете. Везде. Все делают вид, что работают без прибыли. Но прежде чем смета попадет на сайт Госзакупки, она пройдет экспертизу. И там ее само-собой порежут, в рамках борьбы с коррупцией. В итоге, и без того худая федеральная смета, расценки которой часто не успевают за инфляций и удорожанием ресурсов, изначально не позволит построить дорогу хорошо.
2. Но вот смета попала на закупки. Тут два варианта. Либо торги пройдут честно, и на аукционе будет торговаться 10-15 застройщиков, либо по дороге уже "есть договоренности". Тогда на тендер пустят 2-3 компании, которые торговаться не будут. Мы прекрасно понимаем, что в 9 случаях из 10 в таких историях есть сговор подрядчика и заказчика. Т.е. коррупция.
Если строители будут торговаться, то часто цена может упасть на 30 или даже 50% от первоначальной. В кризисное время многие строители готовы брать работу ради работы, чтобы только был оборот. Как Вы понимаете, ничего хорошего они Вам не построят. Но вот в чем парадокс - даже если дорогу заберут делать по максимальной цене, это не будет гарантией того, что построят хорошо и все будут довольны.
Будет доволен застройщик, заказчик, который находится с ним в сговоре, и, возможно, принимающая организация. Масштабы же реального воровства станут ясны, только когда дорога поплывет через два дождичка и снег.
Почему так происходит?
На самом деле все просто. Строитель имеющий "связи" чтобы взять подряд, в последнюю очередь оглядывается на качество выполняемых работ, потому, что рассчитывает закрыть эти вопросы также, как вопрос с подрядчиком.
И здесь у нас первый раз возникает вопрос: а где де Следственный комитет и прокуратура, которые должны за всем этим следить? Которых для этого содержит государство? Это задачка на государственную сообразительность, кто первый ее решит, тот и добьется строительства в России качественных дорог.
Что вообще может мотивировать застройщиков на соблюдение стандартов, и качественное выполнение своей работы?
Три вещи:
1. Страх наказания;
2. Страх потери репутации;
3. Национальная солидарность.
Третье отметаем сразу. Нации в России как единого организма, сопереживающего самому себе нет. Есть миллионы одиноких людей прокладывающих себе тропы к свету по головам других. В таких условиях ни о какой национальной солидарности, ни о каких возвышенных профессиональных чувствах коммерсантов, даже если они 100 раз местные и выросли в этом городе говорить не приходится. Они свою "солидарность" покажут только самым высоким забором в элитном поселке. Заборы - это вообще русский диагноз, к слову.
Что касается репутации (так популярной в цивилизованном мире), то она у российских строителей как бы есть, но ее как бы и нет. Законом она как раз прописана. И репутация, и опыт и многое другое. Но на успешность компании она оказывает косвенное влияние. Так что о ней никто не забоится. Ведь коммерция - это игра на выбывание. Если все дерутся битами, тот кто дерётся кулаками - будет бит.
Остается Страх. Главное и последнее сдерживающее любого строителя чувство. Страх, что не заплатят всю сумму контакта, страх, что будут потери при гарантийном периоде, страх, что могут возбудить дело, оштрафовать или посадить, страх потерять компанию, остаться без работы и сбережений. Это последнее и единственное, что многих удерживает от безумия.
Но и здесь, при хорошо проработанном законодательстве, в реальности работают другие законы. И страх обходят взятками, связями и кумовством. И все бы ничего, если бы в эти схемы не были втянуты силовые и следственные структуры. Вот здесь и кроется дьявол.
Скажу так. Если бы силовики ловили нечистоплотных дорожных строителей также рьяно, как школьников -экстремистов, у нас бы везде были уже идеальные дороги.
Безусловно, кроме двух перечисленных в начале материала причин есть еще целый ряд других причин, по которым мы каждый раз с грустью смотрим, как новые дороги разваливаются на глазах. Это и общий низкий уровень культуры строительства (а откуда взяться другому, когда нет репутации), и отсутствие современных научных наработок, новых материалов и специалистов как в целом по стране, так и в компаниях, и низкий уровень культуры самого населения регионов, которые не привыкли требовать хорошего (хотя вполне заслуживают его). И отсутствие качественной асфальто-бетонной смеси, и много чего еще.
Но главная причина все же в том, что контролирующие государственные структуры, которым Мы с ВАМИ поручили от имени Российской Федерации следить за качеством строительства и чистоплотностью строителей саботируют свою работу. Если исправить это, можно исправить все остальное.
Как можно влиять на такие вопросы? Механизмы известны и прописаны в конституции: это коллективные жалобы, обращения и митинги. Представьте на секунду ситуацию, что каждый некачественный ремонт или строительство дороги будет приводить к митингу протеста или коллективным жалобам всех, кто ими пользуется? Да ни одни региональный чиновник коррупционер даже в страшном сне такого не захочет представить. Ведь как только люди становятся объективно чем-то недовольны, на это обращают внимание в Кремле, и начинают разбираться... с Чиновником, если люди правы и их достаточно много.
Люди имеют право быть недовольными коррупцией или плоим ремонтом, имеют право выражать это недовольство коллективно. Это никак не делает их оппозиционерами, и никак не подрывает основ нашей власти или демократии. Но всякий раз, когда люди массово выражают свое недовольство, они заставляют местных чиновников работать, оправдываться перед Москвой, и вызывают в них тот самый страх, о котором я говорил.
Улучшение жизни - это всегда дорога с двусторонним движением.
Есть и положительные примеры, хотя возвести их в систему пока нельзя. Например, строительство трассы Таврида в Крыму. Качественную современную магистраль со всеми развязками с ноля сделали за 5 лет. Это возможно лучшая дорога в стране.
Возникает вопрос, почему у компании ВАД получается, а у других нет? Оставим в стороне их близость к федеральным властям, но подумаем вот о чем. Такая крупная компания как ВАД имеющая в активе разные ресурсы, вряд ли испытывает страх от приемок. Но ее учредителей есть репутационные обязательства перед главой страны, и в каком-то смысле это национальная солидарность.
Так что если мы хотим ездить и ходить по качественным новым дорогам, которые служат все положенные по закону 10 лет, необходимо не только заставить строителей бояться, а чиновников и силовиков соблюдать закон, который они блюдут, но и общество всегда должно пристально следить и коллективно реагировать, когда ему под видом хорошего товара подсовывают ядовитую просрочку.
Ведь если бы Вам в магазине продали ядовитый суррогат вместо молока, вы бы не пошли разбираться, почему Вас обманули за Ваши деньги? С дорогами история такая же.