"Трилогию желания" я решила прочитать по совету одного блогера с целью повышения финансовой грамотности - я же все-таки ее в школе преподаю.
Первую книгу трилогии, "Финансист" (1912 г.) я легко нашла в своей библиотеке, но вид у нее был такой неказистый, шрифт настолько неразборчивый, что я решила не портить глаза, а послушать аудиоверсию.
В первой книге описывается Филадельфия конца ХIХ века.
Вначале Френк Каупервуд, главный герой книги, мне нравился. Все, что он не делал бы, казалось мне достойным подражания, во всяком случае, в плане карьерного продвижения. Даже перепродажа мыла не вызвала отторжения. Он выглядел целеустремленным человеком, которого ничто не может сбить с пути. Восхищало его хладнокровие у умение владеть собой в сложных жизненных ситуациях.
Финансовую часть книги я, конечно, поняла не совсем, но общее представление составила: игра на бирже подобна игре в карты, она сама по себе не создает ни материальных, ни духовных ценностей. Так что финансовую грамотность с помощью нее мне вряд ли удалось повысить.
Более интересной для меня была любовная линия в романе.
Я удивилась тому, что Френк выбрал в жены Лилиан, вдову, на пять лет старше себя. Лет пять он жил только ей и семьей. Потом Лилиан стала… не так уж хорошо выглядеть…
Лилиан... Трудно о ней сказать что-то особенное, кроме того, что в юности она была очень нежна и красива. Первая жена Каупервуда – простая женщина, заурядная личность. Видимо, такие люди, по мнению главного героя и самого автора, не имеют права ни на что. Дети Каупервуду тоже не нужны – он и не вспоминает о них после развода.
И тут ему как раз подвернулась Эйлин, молодая девушка, рыжеволосая красавица, дочь Батлера, который помог Френку сделать карьеру. Френк совратил ее, и много лет они были любовниками.
Конечно, я понимаю, что в жизни все не просто, но все же явный восторг автора по поводу этого аморального человека меня раздражал. Я не сочувствовала Френку.
Симпатию автора к Эйлин я тоже не разделила. Драйзер повторяет одно: она красавица и полна жизни, она душа семьи. Но в чем ее жизнь? В любви к нарядам, драгоценностям, ну и к Френку, конечно. Родители, братья и сестра для нее ничто. Возмущение вызывает даже не ее связь с Каупервудом (она юна и слаба, она оступилась, что бывает со многими, но ее нераскаяние). По ее вине умирает отец, а она только злорадствует потому, что любимого посадили из-за него.
Эйлин... Я бы относилась к ней также, как Лилиан. В общем-то, пустая женщина. Весь ее смысл в красоте и отменном здоровье. Ее занятия – наряды и любовь к Френку. Чем-то напоминающая леди Макбет - никто и ничто не остановило бы ее на пути к любимому. По воле автора Эйлин лишена детей, и, видимо, по своей убогости, даже не хочет их. «Сосуд она, в котором пустота», по выражению Заболотского. Сочувствие к своей персоне она начинает вызывать где-то в середине второй книги, когда узнает, что у Френка есть любовницы.
В конце первой книги благодаря биржевой панике Френк умножает свои капиталы и становится миллионером. За кадром остается то, что многие небогатые люди в результате этого стали нищими. Френк и его любовница не думают об этом, радуются и считают себя победителями.
Понятно, что если бы Каупервуд начал размышлять о моральной стороне своих поступков, миллионером ему не быть. Но меня раздражало то, что и сам Драйзер все порядочное называет косным и устаревшим.
В общем, не хотела бы я богатства такой ценой.
Книга "Титан" (1914 г.) начинается с того, что Френк, добившийся развода от Лилиан, уезжает с Эйлин из Филадельфии в Чикаго. Там Эйлин становится законной женой, Френк торгует на бирже, строит дворец и скупает в него произведения искусства. Эйлин ничего не делает - просто украшает собой мир, вернее, дворец Френка. Вскоре она надоедает мужу, что, в общем-то, неудивительно.
Да, во второй книге трилогии Эйлин начинает вызывать жалость. Если у Лилиан после развода остались хотя бы дети, а значит, и смысл жизни, у Эйлин весь смысл сосредоточен во Френке и в собственной красоте. Но красота, ненужная Френку, теряет цену и для нее самой. Про своего отца, косвенной причиной смерти которого она послужила, Эйлин не вспоминает и не раскаивается, мать и прочие родственники ей чужие, подруг у нее нет. Зато – богатство!.. Ей даже в голову не приходит, что можно самой заняться каким-нибудь делом. Конечно, зарабатывать у нее нет нужды, но могла бы хотя бы благотворительностью заниматься...
Брошенная любимым, она вскоре бесславно умирает, так как другого смысла жизни у нее нет.
В третьей книге трилогии, "Стоик", (1945 г) описываются события начала ХХ века. Каупервуд уже вышел из пределов Америки и строит бизнес в Англии. У него появляется третья любимая женщина, вернее, несовершеннолетняя девушка Бенерис. Конечно, тоже очень красивая, но, в отличие от предыдущих, еще и очень умная: Френк изменяет и ей, но у нее хватает ума делать вид, что ничего не происходит.
Бенерис. Очень романтично, по мнению автора, что ее мать содержала притон. Этим самым в его глазах она сразу поднялась над всей этой обыденностью и заурядностью. Автор восхищается красотой, изысканностью, грацией и светским лоском Бенерис. По воле автора эта героиня тоже оказалась лишенной инстинкта материнства и (или) бесплодной. Благо, хоть с матерью у нее более или менее близкие отношения. Зато брат оказался не нужен им обеим.
Третья книга называется "Стоик" потому что пожилой уже Каупервуд теперь стоически борется с мочекаменной болезнью. От нее он в конечном итоге умирает.
Бенерис едет в Индию, изучает там философию йогов, поражается нищете тамошних жителей. Она понимает, что индивидуализм Каупервуда - тупиковый путь. По возвращению на родину она начинает заниматься благотворительностью, но понимает, что все это - капля в море, и нужны какие-то другие решения.
Френк Каупервуд - талантливый, блестящий человек, сделавший головокружительную карьеру и достигший невероятного богатства. Но он никого не сделал счастливым - наоборот, он разбил жизнь каждого, встретившегося на пути. После смерти его дворец в Чикаго пошел с молотка. Вся его жизнь пошла прахом. Вскоре после смерти о нем все забыли.
Роман "Стоик" не был окончен, его напечатали уже после смерти Драйзера в 1947 году. Лично для меня существующее окончание романа выглядит неубедительным. Но подозреваю, что вряд ли его можно было сделать значительно лучше. Просто потому, что все описанное там - тупик.
У Френка Каупервуда имеется реальный прототип - американский миллионер Чарльз Йеркс (1837—1905).
Конечно, Теодор Драйзер - великий писатель, и "Трилогия желания" - великое произведение. Но от него веет безысходностью, не присущей нашей литературе. У его героев нет душевных метаний, нет любви и привязанности к родственникам, они похожи на машины для зарабатывания денег...
Я еще роман "Сестра Керри" прослушала - та же бездетность, бессмысленность жизни и безысходность. Страшно, если честно!
В общем, видно, что его герои – не русские люди. Им не хватает сердца, и, наверно, веры в Бога...
А вы, дорогие читатели, читали "Трилогию желания"? Если читали, прошу поделиться впечатлениями.
Ну и, конечно, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.