Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

«Воздушный бой». Чем интересен новый фильм про «эффект гремлина»

Хлоя Грейс Морец в феминистском хорроре про службу в армии.
B-17 был большим, с кучей пулеметов. И мог сесть на одном двигателе из четырех.
Кадр из к/ф «Воздушный бой».
B-17 был большим, с кучей пулеметов. И мог сесть на одном двигателе из четырех. Кадр из к/ф «Воздушный бой».

После нелепой постановки «Кольская сверхглубокая», авторы которой сняли ничем не оправданную «клюкву», показателен случай с фильмом «Тень в облаках» (в России – «Воздушный бой»). По сути это, казалось бы, полная ахинея, которая годится для мультиков, но не для фильмов про войну. Но в этом и профессионализм: снять можно что угодно, главное – грамотно выбирать меру условности и стиль.

В 1943 году американский бомбардировщик B-17 везет секретный груз над Тихим океаном. Перед вылетом в самолет врывается Мод Гарднер (Хлоя Грейс Морец), заявляющая, что сегодня она тут самая главная, а груз в ее сумке – еще более ценный чем то, что везет самолет.

Ого, на крыле гремлин!  Кадр из к/ф «Воздушный бой».
Ого, на крыле гремлин! Кадр из к/ф «Воздушный бой».

Мужики дерзкой гостье не верят, упражняются в разных подколках и ведут себя так, словно каждый намерен после войны стать маленьким Вайнштейном. Да, здесь «толерантная» тема на грани: еще немного, и станет обидно за американских военных, показанных так карикатурно. Это самое скользкое место в фильме. Остальное, при всей невероятности и даже несуразности происходящего, выглядит весьма достойно.

Что везет главная героиня – секрет. А про источник странного шума на борту можно сказать сразу: это гремлины. Ну, да. Вредные гремлины постепенно разбирают машину и выбрасывают детали. А что такого?

Ого! На борту женщина! Кадр из к/ф «Воздушный бой».
Ого! На борту женщина! Кадр из к/ф «Воздушный бой».

Новозеландская режиссер и сценарист Розанна Лян с Фредом Бергером, продюсером экстравагантных фильмов 2020 года «Гретель и Гензель» и «Бог грома», решились по-новому экранизировать старую байку, что в сороковые использовалась в мультиках про советских гремлинов, приводящих в негодность технику общего противника. Да еще в сериале «Сумеречная зона» в виде эпизода про дядьку, который видит гремлина на крыле самолета, а потом с трапа уезжает в клинику (в спилберговской полнометражке 1983 года этот кусок поставил Джордж Миллер).

Речь о лобовом прочтении термина
«эффект гремлина», означающего странные поломки с виду исправной техники. В фильме гремлины – не метафора, а когтистые создания, снующие по самолету и ломающие его. Да они еще и дерутся! Порой появляются японские самолеты, которые добавляют экшна, но за чудной хоррор отвечают именно эти зубастики.

Мультик о том, что гремлины появляются там, где плохо выполнена работа. 
Кадры из к/ф «Воздушный бой».
Мультик о том, что гремлины появляются там, где плохо выполнена работа. Кадры из к/ф «Воздушный бой».

Почему фильм хорош? Потому, что со стилем и мерой условности все в порядке. Действие выглядит как комикс или мультфильм, в котором протагонистка творит нереальные чудеса в воздухе, не говоря уж про ее соперников. И классно работает ретро-атмосфера: начиная от олдскульных деталей самолета, заканчивая переговорами по внутренней связи, похожими на начитку радиошоу. Рожденная на учениях британских пилотов байка о гремлинах выглядит аутентично «сороковушной».

Кто хочет еще и смысла, найдет его. Байки о гремлинах – как суеверие, рифмующееся с догмами о женщинах на борту (снова к теме отношения членов команды к героине). Не зря автор посвящает кино женщинам в военной авиации, показывая соответствующие фрагменты кинохроники. Конечно, смысл этот – в рамках поднадоевшего феминистского тренда, но он хотя бы есть, да и отыгран логично. И с веселым хоррором тут порядок.

Первые женщины в военной авиации. Документальная хроника из к/ф «Воздушный бой».
Первые женщины в военной авиации. Документальная хроника из к/ф «Воздушный бой».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь, и продолжим!
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 9)
Самые крутые комедийные хорроры за последние два года