В настоящее время в отечественной прессе об американском миллиардере Джордже Соросе пишут как правило в негативном ключе, что он мол де спонсировал украинский Майдан 2013-2014 гг. [1, 2], финансировал расовые волнения в американском городе Фергюсон в 2014 году [3], а сейчас провоцирует гражданскую войну в США [4]. Заголовки некоторых новостей были вообще за гранью, например: «Фонд Сороса <…> продвигает в России идеи педофилии среди детей» [5].
30 ноября 2015 года Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решение о признании нежелательной на территории РФ деятельности иностранных неправительственных организаций: Фонда Открытое общество (Open Society Foundations, Фонд Сороса) и Института Открытое Общество Фонд Содействия (OSI Assistance Foundation). Установлено, что деятельность данных организаций представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства [6].
Я хочу здесь рассказать свои впечатления о деятельности «фонда Сороса» в России в 1990-х годах. В те годы фонд «Открытое общество» спонсировал ISSEP – International Soros Science Education Program (Международную соросовскую программу образования в области точных наук).
Необходимо напомнить, что российская наука в 1990-е годы переживала не лучшие времена. Зарплата научных сотрудников академических институтов и профессорско-преподавательского состава в вузах была весьма скромная, её индексация не успевала за тогдашней быстрой инфляцией. Часть отраслевых НИИ вообще закрылась. Мои родители – в те годы оба старшие научные сотрудники одного из институтов Российской академии наук – летом выращивали на огороде картошку и другие овощи, в 1992 году держали кроликов (с января по май 1992 в городской квартире, с мая по сентябрь в деревне на даче). Отец пытался подрабатывать ночным сторожем, мать нашла вторую работу – устроилась преподавать в вуз на полставки (что, однако, было уже в самом конце 90-х).
О Джордже Соросе я впервые услышал в 1993 году, когда мне было 11 лет. Фонд Сороса тогда давал разовые гранты российским учёным в качестве неотложной помощи. Мои родители получили такие гранты, по пятьсот долларов США каждый, и мы с отцом ездили летом 1993 года из Екатеринбурга в Москву, где он получил эти деньги наличными.
По тем временам одна тысяча долларов была для нашей семьи большими деньгами. В начале 1994 года родители купили на эти деньги персональный компьютер «386-й». А для покупки принтера (игольчатого, с лентой как у пишущей машинки) нам пришлось копить деньги самим. Отец по этому поводу шутил про дворец без одной колонны. Моя мать на этом компьютере напечатала свою докторскую диссертацию (1997), отец делал научные расчёты, а я играл и печатал рефераты в старших классах школы и на младших курсах вуза.
Летом 1995 года я перешёл из 7-ого класса 39-й французской школы в 8-й класс 9-й гимназии, увлёкся химией и с осени 1996 года (9-й класс) стал участвовать в олимпиадах школьников по химии. Тогда я и узнал, что кроме обычных олимпиад школьников (районные, городские, областные, зональные, всероссийские) есть и так называемые Соросовские олимпиады школьников, которые проводились по математике, физике, химии и биологии (точные и естественные науки). Советский и американский биофизик, бывший руководитель Соросовской международной программы образования в области точных наук Валерий Сойфер в 2014 году весьма подробно написал про Соросовские олимпиады школьников и их отличия от официальных советских (затем российских) олимпиад школьников [7]. Я не буду пересказывать его статью, я опишу свои личные впечатления.
Первый этап Соросовской олимпиады был заочный. Принять участие в нём мог любой школьник. Публиковались задачи, составленные нашими российскими преподавателями. Задачи были, на мой взгляд, весьма сложными и, как правило, требующие для решения творческого подхода. Школьники их решали, пользуясь всем, чем угодно, и отправляли решения на проверку по почте. Вот, например, одна из задач по биологии за 10 класс: «Халаддин, герой фантастического романа К.Ю. Еськова “Последний кольценосец”, прославился тем, что доказал химическую природу межклеточных переносчиков нервного возбуждения, на несколько веков опередив современную ему науку. А как бы вы справились с этой задачей, а также с доказательством электрической передачи возбуждения по нервным клеткам: а) в наши дни; б) если бы дело происходило 100 лет назад? Опишите, какие эксперименты вы поставите, какие результаты предполагаете получить и как будете строить доказательство на основании этих результатов» [8].
Победителей первого этапа (их было довольно много) приглашали на второй (очный) этап, который был на базе, как правило, той школы, где учился ученик. В школу присылали пакет с заданиями. Пользоваться какими-либо подсказками было нельзя. Финальный третий этап проходил в нескольких российских городах, в Екатеринбурге на базе СУНЦ УрГУ. Система распределения призовых мест в общем копировала систему, принятую во всероссийских олимпиадах школьников. Участников ранжировали по количеству набранных баллов, несколько лидеров получали диплом первой степени, следующие несколько участников – диплом второй степени, далее – третьей, остальные – диплом участника.
Победителей Соросовских олимпиад школьников (дипломы 1–3 степеней) премировали денежными призами. Надо было прийти в отделение Сбербанка и получить наличные доллары. За диплом первой степени, кажется, четыреста долларов, за второй – двести и за третий – сто. Для сравнения отмечу, что призёров обычных школьных олимпиад награждали ценными вещевыми призами. В 1997-1999 гг. у меня таким образом появились FM-радиоприёмник, магнитола с CD, фотоаппарат-«мыльница» и т.п. Эти вещи сослужили мне хорошую и относительно долгую службу, поэтому я их помню. А доллары, полученные за призовые места в Соросовских олимпиадах, я не обменивал на рубли и не тратил, а копил дома в кубышке (внутри старого советского радиоприёмника), и только к середине 2000-х годов положил их на счёт в Сбербанке. Я участвовал в Соросовских олимпиадах и по химии, и по биологии в течение трёх лет (9-11 классы), получив пять дипломов второй степени и один диплом третьей степени. Итого у меня скопилось таким образом 1100 долларов, которые я потратил только в 2009 году, когда покупал автомобиль.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих учителей из 9-й гимназии: учителя химии Москвина Сергея Анатольевича и учителя биологии Корягину Татьяну Михайловну. Но изначальный интерес к науке – это влияние моих родителей-биологов и собранной ими богатой научной библиотеки. Смартфонов и интернета в моём детстве не было, поэтому я тогда увлекался чтением научных и научно-популярных книг, если не читал, то хотя бы картинки в них разглядывал. Хотел стать ихтиологом, но стал химиком-органиком, и работаю в науке уже 20 лет.
После того, как я в 9-м классе занял призовые места в Соросовских олимпиадах по химии и биологии, мне домой по почте стали присылать Соросовский образовательный журнал («СОЖ»). В нём были статьи по математике, физике, химии, биологии и науках о Земле. Статьи научно-популярные, но на довольно высоком научном уровне, то есть доступно рассказывалось о той или иной современной научной проблеме, например, помню статьи: «Квантовый эффект Холла» и «Гипотеза Таниямы и последняя теорема Ферма». Тираж журнала был очень приличный по меркам 1990-х годов – 40 тысяч экземпляров, и качество полиграфии хорошее. Подчеркну, что ничего, касающегося политики или идеологии в Соросовском образовательном журнале не было! Когда в начале 2000-х годов Сорос свернул финансирование своих программ в РФ, то российские преподаватели и учёные, которые были в редколлегии СОЖ, пытались издавать «Сетевой образовательный журнал», но за отсутствием финансирования это начинание заглохло.
Кроме грантов российским учёным, Соросовских олимпиад школьников и Соросовского образовательного журнала были ещё так называемые Соросовские студенты, Соросовские учителя, Соровские преподаватели и Соросовские профессора. Одной из особенностей поддержки Фондом Сороса российских студентов было со-финансирование со стороны региона (субъекта РФ). Обучаясь в УрГУ на 3-м курсе (в начале 2002 года), я написал письмо Губернатору Свердловской области Э.Э. Росселю с вопросом о том, будет ли такое со-финансирование. Моё письмо перенаправили в Департамент по делам молодёжи Свердловской области, и оттуда пришёл ответ, что в со-финансировании Соросовской программы поддержки студентов они не участвуют, но проводят свой конкурс студенческих научных работ. Я пару раз принимал в нём участие (2003 и 2005 гг), причём соревновались друг с другом все – математики, физики, химики, биологии, медики и т.д. Давали денежные призы, но, по моему мнению, небольшие.
Сейчас, когда прошло более чем двадцать лет, оценивая духовное влияние Соросовских олимпиад школьников на себя лично, могу сказать, что помимо расширения кругозора, помимо тренировки мышления, также очень вдохновлял сам факт, что за призовые места давали денежное вознаграждение в долларах, а дипломы были на английском языке. Это я воспринимал как факт признания Западом (международным сообществом!) важности того, что я делаю – хорошо учусь и участвую в олимпиадах школьников. И это вдохновляло! Да, здесь в Екатеринбурге победителей обычных школьных олимпиад поздравляли и тогдашний мэр А.М. Чернецкий, и губернатор Свердловской области Э.Э. Россель, а на открытие и закрытие всероссийских школьных олимпиад приходили, как правило, высокие региональные чиновники – министры образования субъектов федерации, ректора вузов и т.д. Но от Соросовских олимпиад веяло воздухом Запада, Большого мира. Хотя повторю, что олимпиадные задачи составляли наши российские преподаватели и студенты, которые сами по молодости участвовали в олимпиадах школьников.
Как я уже говорил, в начале 2000-х годов Соросовская образовательная программа в РФ была свёрнута, а в 2015 году Генеральная прокуратура объявила Фонд Сороса нежелательной организацией. Валерий Сойфер в конце 2015 года в статье: «Как это можно всё забыть?» подробно рассказал о помощи Фонда Сороса российской науке и образованию [9], в частности он отметил, что разговоры о том, что Сорос способствовал утечке мозгов из РФ, есть ни что иное, как пропагандистский обман.
Заступился за деятельность Фонда Сороса и бывший руководитель структур Фонда Сороса в России Вячеслав Бахмин: «С 1995 года по 2003 год я работал в структуре, которая называлась «Институт «Открытое общество», а потом – фонд «Содействие», которые находились в Москве, и которые финансировались Джорджем Соросом. Я занимал пост директора, сначала всего фонда с 1995 по 1997 годы, а потом его программ, связанных с гражданским обществом и культурой. Было несколько ключевых направлений деятельности. Кроме фондов, которые я назвал, было еще два фонда, которые финансировались Соросом. Один назывался «Международный Научный фонд», который финансировал исследования в области точных академических наук и поддерживал ученых того времени в самый сложный период, в 1992-1994 годы. Я там не работал, но этот фонд помог тысячам ученых просто остаться в России и продолжать свою работу, поскольку тогда вся система поддержки науки с 1992 года рухнула. Второй фонд занимался поддержкой образования в области точных наук, он поддерживал учителей школ по биологии, химии, физике и математике, а потом поддерживал профессоров высших учебных заведений по этим же предметам. Причем, и профессоров, и учителей отбирали сами школьники, тех, которых они считали лучшими для их образования, и они получали годовые стипендии для того, чтобы существовать в то тяжелое время. Одними этими двумя проектами Фонд спас от эмиграции и просто от голодного существования тысячи и тысячи людей, фактически большой слой нашей интеллигенции, которая занималась образованием и наукой в то время» [10].
Игорь Яковенко – секретарь Союза журналистов России в 1998-2009 гг. – писал в 2017 году: «Институт «Открытое общество» («Фонд Сороса») имеет представительства в более чем 30 странах. В Россию Сорос вложил более 1 миллиарда долларов. Эти деньги пошли на следующие <…> вещи: за 100 миллионов было создано 33 университетских центра Интернет, на остальные были выданы 69,5 тысяч грантов учителям, учёным и студентам, в рамках проекта «Пушкинская библиотека» издано множество книг, в том числе и русская классика, были поддержаны сотни других гуманитарных проектов. Деятельность Сороса в России была направлена на сокращение «утечки мозгов» из России <…>. И многое у Сороса получилось. Десятки тысяч учёных, получив его поддержку, продолжали работать в России. А потом <…> Фонд Сороса был объявлен «нежелательной организацией», книги «Пушкинской библиотеки» изымали из школьных и вузовских библиотек, а в Республике Коми вообще были подвергнуты средневековой казни – сожжению» [11].
Но, несмотря на эти запреты и гонения, я надеюсь, что бывшие участники Соросовских олимпиад школьников, а также Соросовские учителя, студены, преподаватели и профессора вспоминают о «Фонде Сороса» с благодарностью.
Литература:
[1] Взлом Сороса: Оплаченный Майдан, госперевороты и война с Россией // ПолитОнлайн, 15.08.2016. Режим электронного доступа: http://www.politonline.ru/interpretation/22887279.html
[2] Романова Н. Украинский политик рассказал, как Сорос оплатил госпереворот и сокрытие убийств на Майдане // Федеральное агентство новостей Riafan.ru, 24.01.2020. Режим электронного доступа: https://riafan.ru/1244455-ukrainskii-politik-rasskazal-kak-soros-oplatil-gosperevorot-i-sokrytie-ubiistv-na-maidane
[3] В США СМИ уличили Джорда Сороса в финансировании расовых волнений // EurAsia Daily, 17.08.2016. Режим электронного доступа: https://eadaily.com/ru/news/2016/08/17/v-ssha-smi-ulichili-dzhordzha-sorosa-v-finansirovanii-rasovyh-volneniy
[4] Валлели П. Консультант Пентагона: Сорос провоцирует гражданскую войну в США// Евразия Эксперт, 7.06.2020. Режим электронного доступа: https://eurasia.expert/soros-provotsiruet-grazhdanskuyu-voynu-v-ssha/
[5] Фонд Сороса в лице «Детского проекта Людмилы Улицкой» продвигает в России идеи педофилии в среде детей // Politus.ru. Неприкрытая правда о политике и экономике, 27.01.2016. Режим электронного доступа: https://politus.ru/v-rossii/1773-fond-sorosa-v-lice-detskogo-proekta-lyudmily-ulickoy-prodvigaet-v-rossii-idei-pedofilii-sredi-detey.html
[6] Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности двух иностранных неправительственных организаций // Генеральная прокуратура Российской Федерации, 30.11.2015. Режим электронного доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-978768/
[7] Сойфер В.Соросовские олимпиады // Независимый альманах «Лебедь», 26.12.2014. Режим электронного доступа: http://lebed.com/2014/art6610.htm
[8] VI Соросовская олимпиада школьников. Первый (заочный) тур // Режим электронного доступа: http://olympiads.mccme.ru/soros/19992000/1/zaochn1.htm
[9] Сойфер В. «Как это можно всё забыть?» // Газета.ru, 18.12.2015. Режим электронного доступа: https://www.gazeta.ru/comments/2015/12/16_a_7973291.shtml
[10] Бахмин В. Фонд Сороса занимался не политикой, а просвещением россиян // Голос Америки, 2.12.15 Режим электронного доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/soros-funds-in-russia-interview/3083343.html
[11] Яковенко И. Медиафрения. История одного предательства профессии. // Ежедневный журнал, 26.09.2017. Режим электронного доступа: https://www.ej2020.ru/?a=note&id=31608
Р.S. Когда этот текст прочёл мой друг-историк, то ответил мне так: "Если концептуально смотреть на деятельность Дж. Сороса в 90-е годы, она, конечно, поражает своими масштабами и глубиной охвата мыслящего класса в России. Причем, думаю, ресурсами самого Сороса далеко все не ограничивалось. Скорее всего, его фонд был тем формальным каналом, по которому текли и государственные американские (и прочие) денежки. Цель этой масштабной деятельности заключалась не в филантропии, а в попытке воспитать качественно новое поколение российской интеллигенции, для которой Запад будет партнёром, наставником, образом для подражания, опорой и просто другом. Политика эта была очень грамотной, и плоды её в Восточной Европе (в той же Болгарии) и на Украине очевидны и впечатляющи. Десятилетия соросовской деятельности убедили мыслящих, творческих и наиболее мобильных людей в том, что Запад недосягаемо крут, что Запад щедр, и что успех в жизни, реализация возможностей и достижения возможны только при помощи Запада. Пропаганда и проникновение были широкими и мягкими, и не ограничивались только гуманитарной сферой или СМИ. Другой важный вопрос для меня – оставался ли Сорос врагом той России, с которой ассоциирую себя я сам. Очевидно, что да. Ты ведь понимаешь, что естественно-научные дисциплины для него были сопутствующей опцией. А наиболее мощный акцент ставился на изменение сознания через учебники, книги, переводную литературу и многие другие проекты в гуманитарных дисциплинах. Помню, например, как мы изучали философию в университете по соросовскому учебнику. Помню, какое циничное и лживое дерьмо было написано в соросовских исследованиях [исследованиях, профинансированных фондами Сороса] по войне в бывшей Югославии и т.п. Ты просто застал совсем другой сегмент его деятельности, самый нейтральный, я бы сказал, поэтому у тебя и сформировалось соответствующее хорошее отношение к нему" (конец цитаты).