Найти тему

История крестовых походов

Крестовые походы 1096–1270 годов — это военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест и реликвий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа — Иерусалима и Гроба Господня.

Предпосылки Крестовых походов: традиции паломничеств к Святым местам; захват в XI веке турками-сельджуками Сирии и Палестины и возможная угроза захвата Византии; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви. Ну и самая большая предпосылка, разумеется, сугубо материальная, то есть — тяжелейшее экономическое положение Западной Европы во второй половине одиннадцатого века.

26 ноября 1095 года папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в городе Клермон отвоевать захваченный неверными Гроб Господень. Публика папу единогласно поддержала, и тотчас же началось тотальное приготовление к экспедиции.

Взявшие на себя этот обет, нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами». Добровольцам Крестового похода папа сулил несметные сокровища в Святой земле и райское блаженство, в случае гибели, а также им были дарованы довольно ощутимые по тем временам льготы. Они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

В марте 1096 года начался первый этап первого Крестового похода (1096–1101) — так называемый «поход бедноты». Толпы крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на Восток, отметив свой путь грабежами, полагая, что поскольку они воины божьи, то любое земное имущество принадлежит им, и еврейскими погромами. В глазах европейцев евреи из ближайших городков были потомками гонителей Христа. Раньше на это как-то не обращали внимания, а тут — поход, как говорится, сам бог велел.

Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками под Никеей 25 октября 1096 года. Это, в принципе, было предрешено: этот неорганизованный сброд просто физически был не в состоянии противостоять отборным войскам турецкой армии.

Осенью 1096 года в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями которого были Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и ряд других известных деятелей того времени. К концу 1096 года — началу 1097 года они собрались в Константинополе, весной 1097 года переправились в Малую Азию, где совместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли её 19 июня и передали византийцам.

Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6 февраля 1098-го была взята Эдесса, в ночь на 3 июня — Антиохия, год спустя, 7 июня 1099-го они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городе жестокую резню.

22 июля на собрании князей и прелатов было учреждено Иерусалимское королевство, которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское и (с 1109 года) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский, получивший титул «защитник Гроба Господня».

В 1100–1101 годах в Святую землю отправились новые отряды из Европы, и границы Иерусалимского королевства окончательно установились лишь к 1124 году. Выходцев из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии.

Вскоре после того, как в 1144 году турки завоевали Эдессу, был объявлен второй Крестовый поход (1147–1148), который возглавили король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III. Он оказался безрезультатным. В 1171 году власть в Египте захватил Салах-ад-Дин, который присоединил к Египту Сирию и весной 1187 года начал войну против христиан.

4 июля в длившейся 7 часов битве близ деревни Хиттин христианское войско было разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2 октября город сдался на милость победителя. К 1189 году в руках крестоносцев осталось несколько крепостей и два города — Тир и Триполи.

29 октября 1187 года был объявлен третий Крестовый поход (1189–1192). Поход возглавляли император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, короли Франции Филипп II Август и Англии — Ричард I Львиное Сердце. Немецкое ополчение 18 мая 1190 года захватило город Иконий в Малой Азии, но 10 июня при переправе через горную речку Фридрих утонул, и деморализованное этим немецкое войско отступило.

Осенью 1190 года крестоносцы начали осаду Акры — города-порта, морских ворот Иерусалима. Акра была взята 11 июня 1191 года, но ещё до этого Филипп II и Ричард поссорились, и Филипп отплыл на родину. Ричард предпринял несколько безуспешных наступлений, в том числе два на Иерусалим, заключил 2 сентября 1192 года крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад-Дином и в октябре покинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман, столицей Иерусалимского королевства сделалась Акра.

В 1198 году был объявлен новый, четвертый Крестовый поход, состоявшийся много позднее (1202–1204). Предполагалось нанести удар по Египту, которому принадлежала Палестина. Поскольку у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, Венеция, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, запросила в уплату помощь в завоевании христианского города Задар на Адриатическом побережье.

Куда деваться? Плыть-то надо… Взяли 24 ноября 1202 года. Город разграбили, население вырезали. Это была новая точка отсчета. В дальнейших действиях крестоносцев отсутствует первоначальная идея — истребление неверных — то есть людей иной веры. Далее все эти походы перерастают в откровенную братоубийственную войну.

Итак, Венеция руками крестоносцев завоевала Задар, затем побудила их двинуться на Византию, то есть главную торговую соперницу Венеции. Предлог был весьма слабый — вмешательство в династические распри в Константинополе и соединение православной и католической церквей под эгидой папства.

13 апреля 1204 года Константинополь был взят и жестоко разграблен, примерно треть населения была уничтожена. Часть завоеванных у Византии территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена так называемая Латинская империя.

Далее начинают происходить парадоксальные пертурбации. В 1261 году православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными европейцами Малой Азии, заключили союз с турками и соперницей Венеции — Генуей и снова заняли Константинополь.

Крестовый поход детей — это уж совсем маразм. Весной и в начале лета 1212 года в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

Пятый Крестовый поход 1217–1221 годов начался экспедицией в Святую землю, но, потерпев там неудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 году перенесли военные действия в Египет.

27 мая 1218 года они начали осаду крепости Дамиетта в дельте Нила; египетский султан пообещал им за снятие осады Иерусалим, но крестоносцы отказались от предложения и взяли Дамиетту в ночь с 4 на 5 ноября 1219-го. Затем они попытались развить успех и занять весь Египет, но наступление захлебнулось ввиду организованного противодействия войск султаната.

30 августа 1221 года был заключен позорный мир с египтянами, по которому воины Христовы возвращали Дамиетту и уходили из Египта. Зачем вообще приходили — непонятно.

Шестой Крестовый поход 1228–1229 годов предпринял император Фридрих II Штауфен. Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен от церкви. Летом 1228 года он отплыл в Палестину и тотчас же по прибытии, что называется, с ходу, заключил союз с египетским султаном. За помощь против всех врагов египетского султана — мусульман и христиан Фридрих получил без единого сражения Иерусалим, куда вступил 18 марта 1229 года.

Поскольку император находился под отлучением, возвращение Святого города в лоно христианства сопровождалось запретом богослужения в нем. Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимом ему была недосуг, и в 1224 году египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив страшную резню христианского населения.

Седьмой Крестовый поход 1248–1254 годов был делом почти исключительно Франции и её короля Людовика IX Святого и в отличие от предыдущих вновь нес в основе своей первоначальную идею: избавление от неверных. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 года крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 года сдались в плен в полном составе, включая короля.

В мае 1250 года король был отпущен за выкуп в 200 тысяч ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254 года.

В 1270 году тот же Людовик IX предпринял последний, восьмой Крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 года высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия дизентерии. 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.

Дела в Святой земле шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 года пала Акра — последний оплот крестоносцев в Палестине.