Римское государство проходит сложный путь развития. Оно сначала завоевывает Италию (V-III вв. до н.э.), затем Карфагена (II в. до н.э.) и, наконец, Грецию (II в. до н.э.).
Архитектура Древнего Рима заметно менялась на протяжении всего существования этого могучего государства.
Многие черты греческой архитектуры легли в основу римского искусства. Предшественниками римлян были этруски. В середине первого тысячелетия они обладали уже собственной культурой. Этрусские храмы имеют сходство с греческими периптерами, но в них сильнее подчеркнут лицевой фасад: перед входом имеется площадка с колоннами, а к ней ведет многоступенчатая лестница. При возведении ворот этруски часто применяют полуциркульную арку, которую греки почти не знали. Их дома имели в центре помещение с открытым квадратным отверстием в кровле посередине и черными от копоти стенами. Видимо там был очаг. Это дало основание назвать данное помещение атриумом (от слова «ater» — «черный»).
В культуре сталкиваются официальное государственное течение эллинизированного общества и народные вкусы, восходящие к италийскому прошлому.
В целом, римское государство обособляется, противопоставляется частному лицу. Оно славилось своей системой управления и правом.
Армия была основой мирового могущества. Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев, которые мало считались с общенародными и общегосударственными интересами, а города строились по образцу лагерей.
По воззрениям Витрувия (трактат написан 27-25 гг. до н.э.) архитектура распадается на две категории: конструкция и пропорции (соотношения отдельных частей здания служат ее основой). А эстетическое начало есть лишь в ордере, колоннах, присоединяемых к конструкциям.
В эпоху Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) были построены такие памятники архитектуры, как «квадратный дом» в Ниме (Юж Франция) или храм Фортуны Вирилис, принадлежащие к типу псевдопериптера. Псевдопериптер похож на периптер, но целла отодвинута немного назад. Храм ставится на высокий подиум; к его входу ведет широкая лестница (этим определяется сходство псевдопериптера с этрусскими храмами). Только в римском храме более строго соблюдаются классические формы ордера: каннелированные колонны, ионийские капители, антаблемент.
Виды жилища богатых горожан
Еще сильнее своеобразие римской архитектуры откликнулось в новом типе жилища в духе эклектизма: италийский атриум и эллинистический перистиль. Наиболее богатые помпейские постройки, такие как дома Пансы, Фавна, Лорея Тибуртина, Веттиев, относятся к этому типу. Перистиль служил больше украшением богатого поместья, чем местом многообразной жизни его обитателей, каким он был в домах Греции.
В отличие от греческого жилища все помещения выстраивались в строгом порядке по сторонам от его главной оси.
Помпеянские виллы чаруют высоким совершенством прикладного искусства. Но там проскальзывает много тщеславия и безвкусной роскоши: роспись стен копиями прославленных греческих картин IV века, подражание египетским плоским украшениям, или, наоборот, создание обманчивого впечатление окон.
Эпоха Августа характеризуется стилизаторством и эклектизмом. К лучшим памятникам этого времени принадлежит Алтарь Мира на форуме. Отличие рельефа сразу бросается в глаза: фигуры поставлены в несколько планов, что придает картинность, но между фигурами не чувствуется пространства, воздуха, световой среды, как в эллинистических рельефах.
Классическое течение при Августе было главным, но не единственным. Во II в. до н.э. сторонники ветхозаветной старины выступали против подражания грекам.
Инженерные сооружения. Акведуки
Среди римских памятников существует большой раздел, посвященный инженерным сооружениям.Таким образом появилось много элементов благоустройства городов: мощенная Аппиева дорога, водопровод, акведук.
Форум
Искусство становится в руках государей средством упрочнения своего авторитета. Отсюда зрелищный характер архитектурных сооружений, большой размах строительства, пристрастие к огромным размерам. В римской архитектуре было больше беззастенчивой демагогии, чем подлинного гуманизма и чувства прекрасного.
Самым величественным типом построек был форум. Каждый император стремился увековечить себя таким сооружением.
Форум императора Траяна достигает почти размеров афинского акрополя. Но по своему замыслу акрополь и форум глубоко различны. Чопорный порядок, пристрастие к строгой симметрии выражены в огромном масштабе.
Римские строители оперировали не объемами, как строители афинского акрополя, а открытыми интерьерами, в пределах которых выделялись небольшие объемы (колонны и храмы). Эта возросшая роль интерьера характеризует римский форум, как ступень большого исторического значения в развитии мировой архитектуры.
Городская планировка
Римские города, как Остия в Италии или Тимград (в Африке), похожи строгой правильностью своего плана на военные лагери. Прямые улицы окаймлены рядами колонн, сопровождающих всякое движение по городу. Улицы завершаются огромными триумфальными арками. Жить в таком городе означало всегда чувствовать себя солдатом, быть в состоянии мобилизации.
Триумфальные арки
Новым типом римской архитектуры были триумфальные арки. Одна из лучших — арка Тита. Арки воздвигались для того, чтобы служить воспоминанием о победах среди поколений. В построении этой арки существует два типа ордера: один подразумеваемый — на котором покоится полуциркульная арка, отделенная от него карнизом; другой ордер, обозначенный могучими полуколоннами, поставлен на высокий подиум и придает всей архитектуре характер напыщенной торжественности. Оба ордера пронизывают друг друга; карниз первого сливается с карнизами ниш. Впервые в истории архитектуры здание складывается из отношения двух систем.
Пристрастие римлян к впечатлению тяжести и силы сказывается в арке Тита в огромном антаблементе и аттике. Резкие тени от карниза придают напряженность и силу архитектурным формам.
Амфитеатры
Амфитеатры служили ареной занимательных и эффектных зрелищ для многолюдной толпы: выступлений гладиаторов, кулачных состязаний. В отличие от греческих театров, они не давали высоких художественных впечатлений. Например, здание Колизея, которое имело 80 выходов и это позволяло зрителям быстро заполнять ряды и так же быстро выходить. Внутри Колизей производит неотразимое впечатление своей ясностью и простотой форм. С наружной стороны он был украшен статуями. Весь Колизей выражал сдержанность, одновременно с внушительностью. Ради этого три его открытых яруса увенчаны четвертым, более массивным, расчлененным всего лишь плоскими пилястрами.
В сооружении Пантеона был использован весь многовековой опыт римского строительства: его двойные стены с бутовой массой внутри, разгрузочные арки, купол диаметром и высотой 42 м. Такого огромного художественно оформленного пространства ранее не знала архитектура. Особая сила Пантеона — в простоте и в целостности его архитектурных композиции. В нем нет сложной градации масштабов, нарастания черт, которые придают повышенную выразительность.
Термы
Потребности городской жизни создали в середине I в. н.э. новый тип зданий — термы. Эти здания отвечали различным нуждам: начиная с культуры тела и кончая потребностью в умственной пище, размышлениях в одиночестве. Снаружи термы имели малопримечательный вид. Главное в них — интерьеры. При большом многообразий форм плана, строители их подчиняли симметрии. Стены были облицованы мрамором — красным, розовым, пурпурным или нежно-зеленым.
Римским искусством завершается история античного искусства.