Анекдот в тему:
Нашли Мартышка, Слоненок, Удав и Попугай в джунглях клад, решают, что с ним делать.
Мартышка: давайте купим много-много бананов?
Слоненок: а зачем они нам нужны?
Попугай: давайте купим много-много орехов?
Слоненок: а зачем они нам нужны?
Удав: давайте купим много кроликов?
Слоненок: а зачем они нам нужны?
Все звери: Слоненок, а ты то что предлагаешь?!
Слоненок: давайте купим много воздушных шариков, надуем их и отпустим в воздух
Звери: ????
Слоненок: а зачем они нам нужны?
Ошибки при принятии решений или так называемые "не правильные" решения.
Как правило ошибка одна, недостаточно подробно проведен анализ или не проведен вовсе. Пошли по короткому пути, что-то раньше подобное было, давайте так же сделаем.
В последнее время я бы дополнил еще одним направлением таких "не правильных" решений, которым пользуются не очень добросовестные продавцы.
При разработке и упаковке продукта берут общие фразы возможных проблем у целевой аудитории, человек читает находит как это частное откликается у него и готов покупать продукт, который не поможет в решении его проблемы.
Последний пример, запрос выглядит следующим: на какие курсы лучше сходить, чтобы научится писать тексты для блога.
В ходе консультации через вопросы:
- а зачем идти на курсы?
-что сейчас не так с текстами?
-что сейчас не так с блогом?
-какие проблемы необходимо решить этим обучением?
Приходим к тому, что это обучение не решает не одну из проблем, которые есть. Кроме цели научится писать текст других целей нет, при том, что нет оценки текущих текстов.
Если бы это решение было принято, что бы клиент получил в итоге:
1. возможно на обучении не было бы ничего нового = демотивация, что деньги потрачены зря. Тот, кто порекомендовал курс, не очень то хороший товарищ 🤔
2. потерянное время на обучение, отсутствие изменений после обучения. Опять же демотивация, разочарование в своей идее и продукте.
3. поиск нового обучения методом перебора вариантов, чему бы еще поучится. При этом знания на этом обучении можно помножить на ноль, так как пользы и практического применения не будет.
В алгоритме принятия решений пропущен этап анализа, как правило пошли по следующим вариантам.
Решения принимаются по сокращенному алгоритму:
- увидели одно из последствий проблемы
- Нашли максимально похожую ситуацию в прошлом
- Вспомнили, что делали тогда и побежали повторять
Или вторая модель принятия решений:
- Смотри они это делают, давай мы тоже сделаем
- Я в другой компании так делал, тут надо также сделать
И в первом и втором случае пропущен важный этап алгоритма принятия решений или тот самый вопрос слоненка: "А зачем оно нам нужно?"
Для разработки сильных решений, которые будут нацелены на решение проблемы сначала надо определить проблему, которую требуется решить.
Часто нужен именно взгляд со стороны, при этом можно пройти путь самостоятельно.
В момент возникновения идеи или предложения просто "отмотайте" назад вопросами "зачем" принимается это решение.
Задайте себе такие вопросы:
- Что будет по другому, после того как это решение будет внедрено?
- Какая проблема будет решена? Что изменится? Что будет по другому и почему?
- Как изменится процесс, как это отразится на показателях?
Чтобы наверняка дойти до первопричины лучше использовать технику "5 Почему/Зачем?", то есть последовательно задавать не менее 5 вопросов, чтобы дойти до начальной точки.
Если самостоятельно пройти не получается или чувствуете, что застреваете на каком-то из моментов - готов помочь и предлагаю несколько вариантов:
- Задать свой вопрос или пример ситуации в комментарии к этой статье
- Написать мне личным сообщением
- Подать заявку на бесплатную консультацию на сайте https://sdnavigator.ru, на которой смогу ответить на вопросы, которые у Вас возникли
- Провести разбор для поиска первопричины и возможных вариантов на полной консультации со мной. В январе действует акция "плати сколько считаешь нужным", то есть после того как встреча пройдет - я направляю ссылку на оплату и Вы платите столько, сколько считаете нужным.