Мы продолжает цикл статей о безымянных персоналиях Нового Завета. И сегодня речь пойдет о богатом юноше, который после разговора со Христом о жизни вечной, отошел от Него опечаленным (Матф.19:16:22). Не стоит путать нашего богатого юношу с другим, который нагим убежал от римских воинов в Гефсиманском саду во время аресте Иисуса Христа.
О юноше, которого ловили воины, можно прочитать здесь: 5 вопросов к юноше, который во время ареста Иисуса убежал без покрывала
Согласно Евангельскому Синопсису, богатый юноша встречает Господа Иисуса Христа в пределах Иудейских между третьей и четвертой Пасхой (Пасхой страданий) Его общественного служения. Это происходит во время обратного пути Спасителя из Заиорданской стороны в Иерусалим. Христос к тому моменту раскрыл перед фарисеями христианское учение о браке (Матф.19:1-12) и благословил детей (Матф.19:13-15). Чуть позже Господь ответит на вопрос Петра о награде для христиан, изложит притчу о работниках в винограднике. А затем - воскресит Лазаря (Иоан.11:1:46).
Однако еще до такого знакового события, как воскрешение Лазаря, у Христа происходит прелюбопытный разговор с богатым юношей, который возжаждал спасения, но от Христа отошел опечаленным...
"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" (Матф.19:16-22).
Согласно Матфею, беседа Иисуса о жизни вечной имеет миссионерский оттенок. Юноша желает узнать у Спасителя список добрых дел, необходимых для входа в Царство Небесное (типа пароля). Христос дает ему такой список (заповеди Декалога Моисея). Но добавляет, что для совершенства этого недостаточно. Ибо для совершенства нужна жертва - отречение от богатства. В итоге, юноша печально уходит домой, подобно лирическому герою песни И. Кормильцева "Прогулки по воде" (не путать с реальным апостолом Андреем) со своими (тараканами) пескарями.
Разбор текста И. Кормильцева "Прогулки по воде" можно прочитать здесь: Какой секрет хотел узнать апостол Андрей из песни "Прогулки по воде"?
Ситуация довольно необычная... Как правило, общение со Христом дарило (и дарит) людям радость. А здесь, в Евангелии от Матфея, мы видим печаль... Возникает целый ряд вопросов: 1) кто такой этот богатый юноша?; 2) с какой целью он подошел к Иисусу Христу?; 3) кого он видел в Иисусе?; 4) почему юноша опечалился? Давайте разбираться...
Вопрос №1. Кто такой этот юноша? Имя юноши не упоминается ни в Писании, ни в Предании. Зато его социальный статус установить несложно. Ответ находим у святого евангелиста Луки в параллельном повествовании. Лука называет юношу "начальствующим" (Лук.18:18). В греческом оригинале стоит слово "άρχων" ("архон"). В переводе оно означает "начальник". В Новом Завете не уточняется, где именно начальствовал юноша. По мысли А. П. Лопухина, юноша "был одним из начальников местной синагоги" (А. П. Лопухин. Толковая Библия).
Вопрос №2. С какой целью юноша подошел к Иисусу Христу? У свт. Василия Великого "юноша сей не одно лицо с законником, упоминаемым у Луки (Лук.10:25-28)" (Василий Великий, свт. Беседа к обогащающимся). Ибо законник был пытливым, предлагал вопросы в насмешку. А наш юноша вопрошал благоразумно, а ответы принимал с большим смирением. У юноша не было цели искушать Господа, готовить на Него "компромат". Он пришел к Иисусу "с желанием узнать о вечной жизни" (Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки).
Вопрос №3. Кого юноша видел во Христе? Вопрос непростой... В то время в Израиле Иисуса, "сына Марии и брата Иакова" (Мар.6:3), воспринимали -по-разному. Одни считали Иисуса Христом, воплощенным Сыном Божиим. Как, например, Петр (Матф.16:16). Другие - только обещанным пророками Мессией. Как самарянка в беседе у колодца (Иоан. 4:25-26).
Подробно о "самарянской женщине" у колодца можно прочитать здесь: 5 загадок самарянки, говорившей с Иисусом у колодца (Иоан.4:5-29).
Третьи - пророком. Как, например, исцеленный Иисусом слепорожденный (Иоан.9:17). Четвертые - бесноватым (Иоан.10:20). Чтобы определить уровень веры богатого юноши, нужно вспомнить как он обращался ко Христу. Юноша назвал Его "учителем благим" (Матф.19:16). Такое обращение свидетельствует о неверии юноши в Иисуса - Сына Божия. И даже в Иисуса - Мессию. Юноша воспринимал Христа как пророка, подобного древним пророкам. Как всесовершенного учителя. Но все же, как человека. Так воспринимал Христа слепорожденный (Иоан.9:7) и Никодим, приходивший к Иисусу ночью (Иоан.3:2).
Вопрос №4. Почему юноша опечалился? Здесь все просто... Так же просто, как в "Песне о мальчике Бобби, который очень любил деньги"... Помните эту веселую и задорную песенку из бессмертного мультфильма "Остров сокровищ" Киевской киностудии? Так вот, главный герой песенки некий мальчик (юноша) Бобби с рождения был "пай-мальчиком". Ради денег он отказывал себе во всем. Даже сидел "на диете". Вот цитата:
"С рождения Бобби// Пай-мальчиком был, (Молодец...) // Имел Бобби хобби - // Он деньги любил, (Хороший мальчик...) // Любил и копил. (Что было дальше?) // Все дети как дети - // Живут без забот, (Счастливое детство...) // А Боб на диете - //Не ест и не пьет, (Бедненький мальчик...) // В копилку кладет..." (сл. Н. Олева и А. Балагина).
Кончилось все для Бобби очень печально: деньги у него украли. И он, бедный, просто не знал, что дальше делать... Наш богатый юноша, когда Христос предложил ему раздать имение нищим, опечалился по той же самой причине, что и мальчик Бобби из известной песенки Н. Олева и А. Балагина. Богатый юноша слишком, слишком любил деньги... И то, что они дают. В этом юноше, как в палом яблоке, было две червоточины. Во-первых, это страсть к имению своему (Матф.19:22). Это имение давало молодому человеку все блага жизни: золото, серебро, вещи, покорных слуг, удовольствия... Именно большое, доходное имение, возможно, и позволяло ему соблюдать заповеди Декалога. Юноша подошел к Иисусу не без задней мысли. Он подумал, что Иисус "укажет ему способ, по которому он будет вечно жить, владеть имуществом и таким образом наслаждаться" (Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки). Когда же Иисус обличил его в сребролюбии, которое есть "корень всех зол" (1Тим.6:10), то юноша опечалился. Ибо, хотя и считал себя хорошим "пай-мальчиком", но отдать имение нищим не мог.
А, во-вторых, это отсутствие любви к ближнему. Это отсутствие проявляется в разговоре с Христом о заповеди любви. Христос спрашивает, выполняет ли он заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Матф.19:19). Юноша говорит, что вроде бы да, выполняет.
Однако по факту это не так. На картине Г. Гоффмана видно, как Христос показывает юноше на нищих. Передадим слово свт. Филарету (Дроздову):
"... Он нерасположен жить в совершенном нестяжании; не хочет расстаться с богатством... И вот, он делом обличил себя в том, что напрасно на словах представлял себя исполнителем заповеди, повелевающей любить ближняго, как самого себя. Если бы он любил ближняго, как самого себя: то ему нетрудно и даже приятно было бы раздаянием своего имения утешать и успокоивать любезных ближних, нуждающихся и нищих" (Филарет Московский, свт. Беседа к братству Николаевского Угрешского Общежительного монастыря. 1853 г.).
Иначе говоря, юноша выполняет заповедь любви в духе устаревшего ветхозаветного Закона, дела милости в котором ограничивались десятиной по Закону Моисееву. Фарисеи платили двойную десятину. Юноша, видимо, полагал, что вот, отдаст он, начальник синагоги, двойную десятину на нужды бедных и неимущих и все! Он свободен! Про милость можно забыть! Если нищий попросит подаяния, то можно говорить: "Идите грейтесь и питайтесь" (Иак.2:16). И ничего не дать. Потому что зачем? Десятина-то выплачена. И даже двойная...
Христос же вразумляет юношу, когда говорит, "Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Матф.19:21). Ибо в Новом Завете, как говорит блаженный Феофилакт: "Кто любит ближнего, как самого себя, тот не может быть богаче ближнего. Ближний же - всякий человек" (Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки). То есть подлинная любовь к ближнему подразумевает большое сердце, готовое к жертве. Но у юноши большого сердца не было. Было большое имение...
В качестве итога... Значит ли это, что после истории с богатым юношей мы должны продать все имения, раздать нищим все деньги и умирать с голода в эпоху ненаступившего коммунизма? Конечно же, НЕТ! Ибо этот путь - только для апостолов Христовых, только для совершенных. Каким, например, был апостол Варнава, который продал богатое имение на Кипре, а деньги за него принес к ногам апостолов (Деян.4:37).
Итак, главное посыл этой истории - не иметь неестественной привязанности к богатству. Ибо "сердце создано не для привязанности к чувственным благам, а для любви к Богу и для привязанности к благам духовным" (Иоанн Кронштадтский, св. прав. Дневник. Том III. 1859-1860).
Понравилась статья? Пишите комментарии, ставьте лайки (все это помогает нашему каналу развиваться) и подписывайтесь на канал "Христофор+". Вас ожидают новые Библейские расследования...
Читайте также другие статьи:
Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?
Была ли блудницей святая Мария Магдалина?
Какое растение укрывало пророка Иону от солнца и почему блаженный Иероним был не прав
О бодрствовании... (Мар.13:37). Неужели, чтобы спастись. нужно лакать воду с руки?
Кто такой Мелхиседек для чего он встречал Авраама хлебом и... Вином (Быт.14:17-20)