Храм Рамзеса III (Мединет Абу)
Детские забавы по сравнению с Рамессеумом (гранитной его частью). Как будто технологии утеряны напрочь всего за четверть века. Но если не учитывать гранитную часть Рамессеума, то оба сооружения очень и очень похожи не только по стилю, но и по уровню и технологиям.
Блоки колонн даже не круглые, а полукруги, соединенные между собой вырезами.
Вырезы для стыковки абсолютно везде пустые (и на колоннах, и на стенах). И эта картина наблюдается практически везде, где встречались такие выемки-стяжки. Нет даже каменных соединяющих стяжек.
Стяжки на блоках стен просто бессмысленны. Блоки вполне крепко могли держаться на месте и сами.
Версия 1:
раньше места стяжек были заполнены золотом; его и искали арабы, которые поэтому разобрали и все стены до основания :-)
Версия 2:
фараоны лишь имитировали то, что они увидели у богов. Кладка с древнейших времен сохранилась, а стяжки (возможно, медные как в Перу) полностью рассыпались в прах. Поэтому фараоны и не знали, для чего предназначены соответствующие пазы, и оставляли их пустыми.
Некрополь
В одной из гробниц сбиты имена фараона. Либо просто оставлены пустые места, либо даже замазано место скола и написано новое имя. Если гробницы тщательно прятались и оберегались от разграбления, то каким образом один фараон “захватил” гробницу другого?
Порода известняка скалы, в которой высечены захоронения, очень похожа на ту, что использовалась якобы 4-й династией в Гизе для облицовки (плотный желтоватый известняк).
Любопытная деталь в другой гробнице: На обратной стороне крышки саркофага высечена фигура женщины (похоже даже со связанными ногами – или это кромка платья?). Получается, что она как бы лежала над мумией фараона.
Качество отделки стен – достаточно примитивное. Есть, правда, и высеченные непосредственно на известняке изображения, но чаще всего встречаются лишь фрески по штукатурке.
Что именно так тщательно оберегают от съемок (даже фотографировать не дают – приведенное выше фото надписей на стене гробницы сделано подпольно) – не ясно. Ничего особливого в них не видно.
Версия:
может быть, в этих надписях есть что-то такое, что может приоткрыть тайны. И это “что-то” тщательно предохраняется от назойливых глаз (что можно увидеть при беглом посещении без детального анализа?).
Дворец Хатшепсут
Сплошной новодел. От старого первоисточника остались лишь фрагменты, расположенные в современном бетоне в том порядке, какой привиделся реставраторам.
Гранитная часть (пара ворот) вполне может быть и остатком со старых времен. Но особо качеством не страдает.
Отполирована часть гранитных ворот с иероглифами. Есть подозрение, что эта полировка современная, поскольку ниже иероглифов гранит ровный, но вовсе не отполированный. (А. Скляров)
Авторы фото - члены экспедиции ЛАИ: Андрей Скляров, Дмитрий Павлов, Андрей Жуков, Сергей Cипapoв, Дмитрий Огай.