Какой руководитель, хотя бы однажды, не мечтал в качестве невидимки потусоваться среди подчиненных, послушать, о чем судачит родной коллектив вне начальственного ока. Монархи в этом смысле были не исключение. Правда, современным власть предержащим персонам бог в помощь посылает всевозможную аудио-видио технику. У царствующих же особ такой возможности не было. Приходилось идти другим путем.
Разнообразить свою жизнь переодеванием в «простолюдинскую» одежду, так, чтобы не узнать, любили многие русские самодержцы. Историков до сих пор ставят в тупик сведения, заложенные в Пискарёвском летописце начала XVII века, о том, как 15-летний Иван Грозный (1530-1584) «стоял на Коломне в Голутвине монастыре», развлекая себя тем, что пашню пахал и гречиху сеял в крестьянском одеянии, а кроме того ходил на ходулях в саване мертвеца. Перевоплощение, надо сказать, для царствующих особ древней Руси немыслимое.
Петр Великий: сегодня он царь, завтра – матрос и солдат
Однако никто из государей не мог сравниться в этом оригинальном развлечении с Петром Великим (1672-1725). Император любил лицедействовать, переодеваться в простые одежды и разгуливать неузнанным по городским площадям. Но не просто любопытство и желание поразвлечься толкали Петра на такие поступки.
Обладая натурой реформатора и преобразователя, российский император стремился многому научиться сам, овладеть ремеслами. В судоверфи Голландии, например, самодержец прикинулся обычным работягой, чтобы самому постичь все тонкости кораблестроения, получить необходимый опыт в этом деле.
Когда в 1703 г. к Санкт-Петербургу подошел первый корабль из Европы, Петр I, одевшись простым моряком, подплыл к иноземцам на лодке с командой российских поморов. Уж очень ему хотелось заинтересовать западных купцов, наладить торговые контакты с Европой. С гостями он вел переговоры на их родном голландском языке, а чтобы корабль случайно не сел на мель, лично провел его в гавань, затем организовал беспошлинную торговлю для заморских купцов. Иностранцы были покорены уровнем образования и профессионализма «простых» российских моряков. Отчалив восвояси вполне удовлетворенные приемом и торговлей, европейцы затем уже регулярно стали наведываться к берегам северной столицы России.
В период военных действий Петр Великий не раз назначал на командный пост какого-нибудь «свадебного генерала», а сам в форме низшего офицерского чина зорко следил за ходом боевой операции и при необходимости отдавал команды. В мирное время государь и вовсе любил «примерить» солдатскую амуницию, чтобы самому понять, как живут и чем дышат армейские низы.
Как Екатерина Великая «волочилась» за дамами
Российские императрицы Елизавета Петровна (1709-1762) и Екатерина II (1729-1796) развлекали и баловали себя маскарадами, участники которых, независимо от рангов, чинов и положения при Дворе, должны были одеваться исключительно в костюмы противоположного пола. Подобные увеселения вошли в моду и устраивались чуть ли не ежемесячно.
Участвуя в таком действе, Екатерина Великая любила похулиганить: приезжала на маскарад в чужой карете, загримированная под мужчину, в мужской одежде, она интриговала и отчаянно «волочилась» за светскими прелестницами. Однажды императрица перегнула палку и так «воспламенила» какую-то даму, что та, не выдержав, сорвала маску с «кавалера». Дальше - немая сцена. Красавица готова была потерять сознание, увидев, кто перед ней, а Екатерина остолбенела от такой дерзости, но затем все-таки взяла себя в руки и лишь попеняла незадачливой красотке на несоблюдение маскарадных правил.
Николай I: жилет в цветочек, цилиндр, трость
Отличавшийся осторожностью и подозрительностью император Николай I (1796-1855) не раз самолично устраивал своим подданным «проверку на вшивость». Особенно это касалось охранного ведомства. Опасаясь повторения такого выступления, которое устроили декабристы в день его восшествия на престол, Николай I очень тщательно следил за работой охранников, тестируя их на бдительность и надежность. Переодевшись в простую одежду, он неоднократно пытался незаметно «просочится» мимо дворцовой стражи. Но всякий раз зоркие стражники пресекали эти попытки. При этом довольный царь не скупился на награды и другие почести для охраны.
При неофициальных поездках в Европу, Николай I, будучи верен себе, также старался соблюдать инкогнито. В 1838 г., намерившись посетить Дрезденскую галерею, царь оделся, как денди: модные брюки, сюртук, жилет в цветочек, цилиндр, трость. Ни дать, ни взять – европейский модник, ну, уж, никак не российский самодержец.
Александр I и старец Федор томский– одно лицо?
Самую большую тайну лицедейства и перевоплощения до сих пор связывают с именем императора Александра I (1777-1825), который правил 23 года. При нем Россия победила Наполеона в Отечественной войне 1812 года, он был вдохновителем либеральных реформ, проводимых в стране. И вдруг в полном расцвете сил, в 47 лет, император скончался от брюшного тифа, путешествуя в Таганрог. Внезапная смерть Александра потрясла народ, породив массу слухов и домыслов о том, что в гробу, прибывшем в столицу, находилось тело другого человека. Эти слухи подогрел письменный доклад князя Волконского, который сопровождал доставку тела императора в столицу. В нем князь настаивал на том, чтобы не вскрывать гроб с покойным, так как из-за сырого таганрогского климата лицо Александра стало неузнаваемым.
В связи с этой темной историей долго не утихали слухи о том, что самодержец вовсе не погиб от болезни, а решил примерить на себя участь странствующего монаха под именем Федор Кузьмич. И вот что интересно: несколько лет спустя после официальной смерти Александра I, в г. Томске вдруг объявился монах с таким мирским именем. Там он и умер в 1864 году. Говорят, есть письменные свидетельства, что этот человек был очень образован, знал несколько языков, обладал утонченными манерами, детально знал все нюансы войны 1912 г., пользовался большим уважением окружающих.
Любопытно, что многие историки верят в реальность такого развития событий и склонны полагать, что Александр I и старец Федор томский– одно лицо.
Сенсационно прозвучало заявление, некогда президента Русского графологического общества, Светланы Семеновой, которая, сославшись на сделанную почерковедческую экспертизу писем этих двух людей, утверждала, что с высокой степенью вероятности они принадлежат перу одного человека.
Историки по-разному трактуют причины, по которым Александр I мог покинуть престол. Главная из них – убийство его отца Павла I. Когда происходила эта трагедия, Александр с супругой не спали в своих покоях, облаченные в торжественную одежду. Похоже, они знали о заговоре. И это знание, возможно, грызло императора всю оставшуюся жизнь.
Легенда ли это или еще одна нераскрытая тайна истории, никто не может дать стопроцентного ответа.