Найти тему
НЭБ

Самый русский композитор

Имя Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943) – композитора, пианиста, дирижера – для многих является символом русской культуры. «Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством» – эти слова композитора стали заветом будущим поколениям и как нельзя лучше характеризуют творчество самого Рахманинова. Стиль сочинителя всегда узнаваем, его приметы – глубокий лиризм и музыкальная образность, длительно развертывающиеся мелодии большого дыхания, ассоциирующиеся с беспредельной широтой русских далей.

С. В. Рахманинов (1873–1943)
С. В. Рахманинов (1873–1943)

Произведения Рахманинова глубоко национальны. Россия была единственной темой его художественных опусов, он горячо ее любил, любил больше жизни. «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды, – говорил Рахманинов. – Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка. Я никогда не старался намеренно писать именно русскую музыку или музыку ещё какого-либо другого рода. На меня, несомненно, оказали огромное влияние Чайковский и Римский-Корсаков, но я никогда, насколько помню, не подражал никому. Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце. Любовь, горечь, печаль или религиозные настроения – всё это составляет содержание моей музыки».

В НЭБ собраны и оцифрованы издания Сергея Рахманинова, главным образом из фондов РГБ и РНБ, но, безусловно, это лишь небольшая часть материалов, хранящихся в национальных библиотеках страны. Остановимся подробнее на некоторых примечательных образцах. В отделе рукописей РГБ, в фонде Елизаветы Николаевны Коншиной есть фотопортрет Рахманинова и портрет композитора (карандаши), выполненный русским художником Владимиром Илиодоровичем Россинским. Оба документа имеют дарственные надписи композитора Е. Н. Коншиной и датированы 1917 годом.

Фотопортрет С. В. Рахманинова и портрет композитора (карандаши), выполненный В. И. Россинским, из фонда Е. Н. Коншиной
Фотопортрет С. В. Рахманинова и портрет композитора (карандаши), выполненный В. И. Россинским, из фонда Е. Н. Коншиной

В коллекции можно увидеть многие прижизненные издания сочинений Рахманинова, почти все они опубликованы нотоиздательской фирмой «А. Гутхейль». Рахманинов не раз говорил, что Карл Гутхейль был его первым и верным издателем. Карл Александрович продолжил дело своего отца, Александра Богдановича, – немца, приехавшего в 1853 году в Россию из Франкфурта-на-Майне и основавшего в Москве музыкально-издательскую фирму и нотный магазин. После смерти отца Карл Александрович возглавил фирму и значительно ее расширил. Гутхейль сам предложил Рахманинову печатать его ноты, спросив о размере гонорара. Посоветовавшись с Чайковским, Рахманинов сказал, что пусть Гутхейль платит на свое усмотрение, и стал получать сумму большую, чем даже мог предположить. «Со временем их деловые отношения будут только крепнуть. Щедрый Карл Александрович станет и подлинным ценителем Рахманинова. А композитор сохранит верность своему издателю».

Среди изданий ранних сочинений Рахманинова можно увидеть знаменитую прелюдию cis-moll ор. 3 №2. Написанное 18-летним автором произведение обрело невероятную мировую популярность. «На родине для меня это сочинение стало уже пройденным этапом, оно было для меня в действительности далёким воспоминанием о юности, пока несколько лет тому назад я не поехал в Англию – рассказывал Рахманинов. – К своему удивлению, я узнал там, что все молодые пианисты играют её. Получив же после этого приглашение посетить Соединённые Штаты, я послал запрос, достаточно ли хорошо меня знают в этой стране, чтобы можно было рассчитывать на интерес публики к моим выступлениям. Вскоре меня известили, что в США каждый музыкант знает меня как автора Прелюдии cis-moll».

Коллаж из обложек нот и портрета С. В. Рахманинова
Коллаж из обложек нот и портрета С. В. Рахманинова

«Элегическое трио» ор. 9 № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано d-moll возникло под влиянием глубокого чувства тяжелой утраты – смерти Петра Ильича Чайковского. Детальный разбор сочинения, история исполнений, отклики прессы собраны в книге Татьяны Алексеевны Гайдамович «Русское фортепианное трио». Первая редакция трио была издана в 1894, вторая в 1907 г. фирмой А. Гутхейля, в коллекции представлена вторая редакция сочинения. «В этом трио столько неподдельного пафоса, столько поэзии и фантазии, местами – столько захватывающего и неподдельного драматизма, столько непосредственного творчества, (...) что оно может быть причислено к наиболее ценным произведениям Рахманинова», – писал один из современников Рахманинова.

Среди изданий фирмы «А. Гутхейль» – Второй и Третий фортепианные концерты Рахманинова, «Литургия святого Иоанна Златоуста», прелюдии ор. 23 и ор. 32, Вариации на тему Шопена ор. 22 и другие сочинения.

Ценный эпистолярный и мемуарный материал содержит сборник «Молодые годы Сергея Васильевича Рахманинова», вышедший в 1949 г. Это письма композитора, воспоминания, статья о его творчестве редактора-составителя книги В. М. Богданова-Березовского. Зарубежному периоду жизни и творчества Рахманинова посвящена диссертация Е. М. Кузнецовой «С. В. Рахманинов в эмиграции: социокультурная и творческая адаптация». Судьба С. В. Рахманинова была очень трудной. В декабре 1917 года он был вынужден покинуть Россию. «Я не принадлежал к тем, кто слеп к действительности и снисходителен к смутным утопическим иллюзиям. Как только я ближе столкнулся с теми людьми, которые взяли в свои руки судьбу нашего народа и всей нашей страны, я с ужасающей ясностью увидел, что это начало конца – конца, который наполнит действительность ужасами. Анархия, царившая вокруг, безжалостное выкорчевывание всех основ искусства, бессмысленное уничтожение всех возможностей его восстановления не оставляли надежды на нормальную жизнь в России», – писал композитор.

-4

По словам Г. В. Свиридова, «Рахманинов безумно страдал за границей и почти восемнадцать лет не мог сочинять. Здесь, в нашей стране, – и я тому живой свидетель, человек уже не молодой, – имя его было окружено официальным презрением. Он был единственным композитором, который в начале тридцатых годов декретом государства был официально запрещён. Его имя и его сочинения были изъяты из всех учебных заведений, из всех концертных программ. Его называли – как только его не называли! – и “фашист”, и – особенно злодейски – “фашист в поповской рясе”, и “охотнорядец”, и “хулиган”... и т. д. Трудно себе представить, чтобы о художнике, чья музыка так высока, так прекрасна, можно было бы говорить такие кошмарные слова! Однако всё это было. Было, но, к счастью, прошло, потому что гения убить невозможно. Невозможно убить и плоды его творчества. Его можно убить только самого».

Летом 1934 года в Швейцарии Рахманинов создает «Рапсодию на тему Паганини». В 1957 году «Музгиз» выпускает ноты этого сочинения в редакции российского композитора и текстолога Георгия Васильевича Киркора. В предисловии к изданию музыковед Борис Савельевич Яголим пишет: «В основу издания положены партитура Рапсодии и авторское переложение для двух фортепиано в издании “Таир” в 1934 году, все явные погрешности исправлены безоговорочно; дополнения, внесенные редактором, заключены в квадратные скобки».

Обращает на себя внимание полное собрание романсов С. Рахманинова (том 1, том 2) под общей редакцией музыковеда, пианиста, педагога Павла Александровича Ламма, с предисловием Заруи Апетовны Апетян (М.: Музыка, 1967), куда вошли все произведения этого жанра, опубликованные не только при жизни композитора, но и посмертно.

Со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова минуло без малого 150 лет – это весомая историческая цифра для творческого наследия великого композитора. «Рахманинов для меня – это, безусловно, гений, – сказал пианист Денис Мацуев. – Однако, помимо прочего, мне близки и его человеческие качества. Например, находясь в эмиграции, во время Великой Отечественной войны он перечислял деньги в помощь Красной Армии в борьбе с фашизмом. Я знаю из достоверных источников, что буквально за несколько месяцев до смерти он хотел вернуться на родину, предчувствуя беду, свою болезнь. Но, к сожалению, не успел этого сделать…». По словам пианиста Михаила Плетнёва, «называть Рахманинова пианистом, композитором, дирижером – мелко. Рахманинов – это бог. Божественный бог».

  • Автор материала Л. Б. Баяхунова