Есть такие группы, объективная оценка творчества которых – задача непростая, если не сказать, что невыполнимая. Непонятно, по какой шкале и с каких позиций проводить оценку. Вот играет группа пост-панк, к примеру, или хэви-метал. Тут все понятно. Жанры эти давно уже сформировались, есть у них свои незыблемые принципы, и в целом понятно, какие умения требуются от музыкантов, чтобы им соответствовать.
А как быть с коллективами вроде питерской группы НОМ? Группа изначально, и по сей день существует вне каких-либо жанровых и культурных контекстов. При этом непонятно, на какую аудиторию они рассчитывали, когда начинали творческую деятельность. Скорее всего, ни на какую, все делалось сугубо для себя, чтобы самим было интересно. Ну и элемент провокации в этом был. Такой своеобразный эстетический эксперимент над публикой: как она отреагирует на это? А на вот это? Эксперимент этот продолжается до сих пор, вот в прошлом году вышел очередной номерной студийник «Веселая карусель». Как вам название альбома рок-группы? И они в очередной раз смогли удивить, записав на альбоме переосмысленные старые детские песни наподобие «Антошки» и «В лесу родилась елочка». И ничего общего с популярными «Бони НЕМ» и «Приключениями Электроников» в этом НОМ-овском альбоме нет. Они все сделали по-своему, не похоже ни на кого.
Вполне логично, что когда я первый раз услышал НОМ, мне совершенно не понравилось. В начале 90-х то ли в «Программе А», то ли в «Виниловых джунглях» я увидел этот клип на песню «Свинух».
Естественно, реакция у подростка, который ассоциировал отечественный рок исключительно с Цоем, Кинчевым и Шевчуком была соответствующей: «Это, что вообще такое?» Сейчас, раскушав и врубившись в группу, я понимаю, что провокация удалась на 100%! Именно на подобную реакцию парни и рассчитывали. Если описывать саунд ранних альбомов, то его можно охарактеризовать как стилизацию под песни из советских мультфильмов и детских пластинок со сказками (кто рос в 80-е и начале 90-х, должен помнить это уникальное явление). И под эту музыку пропевались идиотские тексты не менее идиотскими голосами солистов группы. Между прочим, исполнитель басовых вокальных партий Александр Ливер (по паспорту Дмитрий Тихонов) профессиональный оперный певец, с 1996-го года солист Женевский Оперы. Вроде серьезный респектабельный человек, однако в юности вместе с братьями Кагадеевыми, Андреем и Сергеем (ныне, увы, покойным), организовал такую вот совершенно несерьезную скоморошную группу. Их ранее творчество было примерно таким.
Из подобных номеров состояли их первые альбомы: «Брутто» и «К чортям собачьим». И как прикажете это безобразие оценивать музыкальному критику, привыкшему работать с традиционными жанрами? Или любящему под микроскопом разбирать цитаты из текстов БГ или Шевчука? А между прочим, уж не знаю, как такое произошло, или кто-то среди концертных менеджеров оказался приколистом, или просто виной тому неразбериха, царившая в те годы в стране во всех сферах, НОМ на ряде концертов в конце 80-х разогревали Игоря Талькова! Как сейчас бы сказали, это был троллинг 80 левела. Представляете реакцию публики, пришедшей на Талькова???
Однако ребята из НОМ оказались бы слишком просты, если бы все ограничилось этим. В 1996-м году они записывают альбом «Во имя разума», ставший в их дискографией примерно тем же, чем для АукцЫона стал альбом «Птица». Материал оказался вполне доступен для сравнительно широкой аудитории, некоторые песни при определенных условиях вполне могли попасть и в ротацию какого-нибудь «Нашего Радио».
Для любителей вслушиваться в тексты тоже найдется кое-что интересное. Например, строчка «Хочешь жить-умей вертеться/Не умеешь-капремонт/Отыграло в … детство/Все уехали на фронт!» смело можно занести в список лучших цитат русского рока. И в целом этот альбом многие поклонники группы считают лучшим с дискографии. Но тут я бы поспорил. Самый мейнстримный – да, а насчет лучшего сложно так однозначно сказать. К творчеству НОМ понятие «лучше-хуже» неприменимы, ибо универсальный эталон отсутствует. Оценка того или иного альбома зависит от вкусовых предпочтений конкретного слушателя. И в том числе и политических. К любым политическим идеалам группа должного почтения не испытывает. От души постебавшись над «ватным» патриотизмом в песне «Миротворцы», через некоторое время выпускает альбом «Оттепель», где с таким же цинизмом глумится над идеологической составляющей украинской революции гідністи. Поэтому прослушивание альбомов группы – занятие не для людей с тонкой душевной организацией, можно культурно-идеологический шок получить.
Есть у группы диски, которым вообще невозможно давать оценку как музыкальным альбомам. К таким относится «Альбом реального искусства» 2004 года, выпущенный к 100-летию Даниила Хармса, часть номеров из которого представляют собой вслух начитанные рассказы в хармсовском стиле под музыкальное сопровождение. А во многих альбомах есть песни, тексты к которым позаимствованы из неожиданных источников и поданы в крайней нестандартной форме. К примеру, текст песни «Хор затейников кондукторского резерва», ссылку, на которую я приводил выше, позаимствован у Андрея Платонова из рассказа «Фро», а текст песни из альбома 2013-го года «В мире животных» «Я-Эдуард» представляет собой цитаты из романа Эдуарда Лимонова «Это я - Эдичка», продекламированные под музыку.
На последних альбомах еще можно услышать песни известного писателя и по совместительству барда Михаила Елизарова. Надо сказать, НОМ-овские версии очень удачны, позволяют по-новому взглянуть на песню. Вот, клип на песню «Сатана», тут и елизаровский юмор, и НОМ-овский стеб, и видео-ряд как пародия на клипы блэк-метал-групп, просто потрясающе.
Кстати, песни в виде клипов и концертных роликов я кидаю не просто так. Одна из сторон творчества группы – съемка клипов и полнометражных фильмов, и все своими силами. Группой была создана собственная киностудия «НОМ-фильм», на которой было снято несколько фильмов в жанре арт-хауса: «Пасека», «Звездный ворс», «Беларуская быль». Кстати, в «Звездном ворсе» снялись такие личности, как Александр Лаэртский, Роман Трахтенберг (последняя роль в кино, к слову), Артемий Троицкий, Сергей Михалок, Сергей Шнуров и, внезапно, Борис Немцов в роли президента России! Подобное кино тяжело рекомендовать широкому кругу, но если уж вы врубились в музыку группы НОМ, то и фильмы должны зайти.
А ключом для понимания творчества НОМ может стать открыто декларируемый создателями этого коллектива принцип: «драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических» (С) Вот лучше и не скажешь!
Что касается лично меня, то мне интересно слушать все их альбомы после 2000-го года и наблюдать музыкальное развитие группы, работу со звуком, эксперименты с жанрами. Последние работы НОМ с музыкальной точки зрения – одни из наиболее интересных в русскоязычной рок-музыке. С точки зрения смешивания разных стилей предлагаю послушать песню «Оттепель», первая половина которой представляет стилизацию под советские эстрадные твисты 60-х, которая плавно переходит в тягучую психоделическую концовку. Это видео концертного выступления группы, и со сценическим перфомансом посыл песни лучше воспринимается, все сделано реально здорово!
Уж не знаю, у Шнура они подсмотрели идею разнообразить музыку женским вокалом, или сами к этому пришли, но звучит круто!
Пожалуй, благодаря такому широкому взгляду на искусство и отсутствию каких-либо жанровых и стилистических рамок творческий кризис группе НОМ не грозит. Слишком уж они никуда не вписываются, чтобы критиковать их за очередную работу. Возможно, я субъективен, но как можно критиковать группу, которая находится в постоянном поиске и фонтанирует интересными идеями как в музыкальной составляющей, так и в текстовой? Она либо нравится, либо нет. И без подобных проектов наша музыка была бы пресной и шаблонной.
А на сегодня все, и спасибо за внимание!