Найти в Дзене
soullaway soullaway

Феномен группы НОМ

Есть такие группы, объективная оценка творчества которых – задача непростая, если не сказать, что невыполнимая. Непонятно, по какой шкале и с каких позиций проводить оценку. Вот играет группа пост-панк, к примеру, или хэви-метал. Тут все понятно. Жанры эти давно уже сформировались, есть у них свои незыблемые принципы, и в целом понятно, какие умения требуются от музыкантов, чтобы им

Есть такие группы, объективная оценка творчества которых – задача непростая, если не сказать, что невыполнимая. Непонятно, по какой шкале и с каких позиций проводить оценку. Вот играет группа пост-панк, к примеру, или хэви-метал. Тут все понятно. Жанры эти давно уже сформировались, есть у них свои незыблемые принципы, и в целом понятно, какие умения требуются от музыкантов, чтобы им соответствовать.

А как быть с коллективами вроде питерской группы НОМ? Группа изначально, и по сей день существует вне каких-либо жанровых и культурных контекстов. При этом непонятно, на какую аудиторию они рассчитывали, когда начинали творческую деятельность. Скорее всего, ни на какую, все делалось сугубо для себя, чтобы самим было интересно. Ну и элемент провокации в этом был. Такой своеобразный эстетический эксперимент над публикой: как она отреагирует на это? А на вот это? Эксперимент этот продолжается до сих пор, вот в прошлом году вышел очередной номерной студийник «Веселая карусель». Как вам название альбома рок-группы? И они в очередной раз смогли удивить, записав на альбоме переосмысленные старые детские песни наподобие «Антошки» и «В лесу родилась елочка». И ничего общего с популярными «Бони НЕМ» и «Приключениями Электроников» в этом НОМ-овском альбоме нет. Они все сделали по-своему, не похоже ни на кого.

Вполне логично, что когда я первый раз услышал НОМ, мне совершенно не понравилось. В начале 90-х то ли в «Программе А», то ли в «Виниловых джунглях» я увидел этот клип на песню «Свинух».

Естественно, реакция у подростка, который ассоциировал отечественный рок исключительно с Цоем, Кинчевым и Шевчуком была соответствующей: «Это, что вообще такое?» Сейчас, раскушав и врубившись в группу, я понимаю, что провокация удалась на 100%! Именно на подобную реакцию парни и рассчитывали. Если описывать саунд ранних альбомов, то его можно охарактеризовать как стилизацию под песни из советских мультфильмов и детских пластинок со сказками (кто рос в 80-е и начале 90-х, должен помнить это уникальное явление). И под эту музыку пропевались идиотские тексты не менее идиотскими голосами солистов группы. Между прочим, исполнитель басовых вокальных партий Александр Ливер (по паспорту Дмитрий Тихонов) профессиональный оперный певец, с 1996-го года солист Женевский Оперы. Вроде серьезный респектабельный человек, однако в юности вместе с братьями Кагадеевыми, Андреем и Сергеем (ныне, увы, покойным), организовал такую вот совершенно несерьезную скоморошную группу. Их ранее творчество было примерно таким.

Из подобных номеров состояли их первые альбомы: «Брутто» и «К чортям собачьим». И как прикажете это безобразие оценивать музыкальному критику, привыкшему работать с традиционными жанрами? Или любящему под микроскопом разбирать цитаты из текстов БГ или Шевчука? А между прочим, уж не знаю, как такое произошло, или кто-то среди концертных менеджеров оказался приколистом, или просто виной тому неразбериха, царившая в те годы в стране во всех сферах, НОМ на ряде концертов в конце 80-х разогревали Игоря Талькова! Как сейчас бы сказали, это был троллинг 80 левела. Представляете реакцию публики, пришедшей на Талькова???

-2

Однако ребята из НОМ оказались бы слишком просты, если бы все ограничилось этим. В 1996-м году они записывают альбом «Во имя разума», ставший в их дискографией примерно тем же, чем для АукцЫона стал альбом «Птица». Материал оказался вполне доступен для сравнительно широкой аудитории, некоторые песни при определенных условиях вполне могли попасть и в ротацию какого-нибудь «Нашего Радио».

Для любителей вслушиваться в тексты тоже найдется кое-что интересное. Например, строчка «Хочешь жить-умей вертеться/Не умеешь-капремонт/Отыграло в … детство/Все уехали на фронт!» смело можно занести в список лучших цитат русского рока. И в целом этот альбом многие поклонники группы считают лучшим с дискографии. Но тут я бы поспорил. Самый мейнстримный – да, а насчет лучшего сложно так однозначно сказать. К творчеству НОМ понятие «лучше-хуже» неприменимы, ибо универсальный эталон отсутствует. Оценка того или иного альбома зависит от вкусовых предпочтений конкретного слушателя. И в том числе и политических. К любым политическим идеалам группа должного почтения не испытывает. От души постебавшись над «ватным» патриотизмом в песне «Миротворцы», через некоторое время выпускает альбом «Оттепель», где с таким же цинизмом глумится над идеологической составляющей украинской революции гідністи. Поэтому прослушивание альбомов группы – занятие не для людей с тонкой душевной организацией, можно культурно-идеологический шок получить.

-3

Есть у группы диски, которым вообще невозможно давать оценку как музыкальным альбомам. К таким относится «Альбом реального искусства» 2004 года, выпущенный к 100-летию Даниила Хармса, часть номеров из которого представляют собой вслух начитанные рассказы в хармсовском стиле под музыкальное сопровождение. А во многих альбомах есть песни, тексты к которым позаимствованы из неожиданных источников и поданы в крайней нестандартной форме. К примеру, текст песни «Хор затейников кондукторского резерва», ссылку, на которую я приводил выше, позаимствован у Андрея Платонова из рассказа «Фро», а текст песни из альбома 2013-го года «В мире животных» «Я-Эдуард» представляет собой цитаты из романа Эдуарда Лимонова «Это я - Эдичка», продекламированные под музыку.

На последних альбомах еще можно услышать песни известного писателя и по совместительству барда Михаила Елизарова. Надо сказать, НОМ-овские версии очень удачны, позволяют по-новому взглянуть на песню. Вот, клип на песню «Сатана», тут и елизаровский юмор, и НОМ-овский стеб, и видео-ряд как пародия на клипы блэк-метал-групп, просто потрясающе.

Кстати, песни в виде клипов и концертных роликов я кидаю не просто так. Одна из сторон творчества группы – съемка клипов и полнометражных фильмов, и все своими силами. Группой была создана собственная киностудия «НОМ-фильм», на которой было снято несколько фильмов в жанре арт-хауса: «Пасека», «Звездный ворс», «Беларуская быль». Кстати, в «Звездном ворсе» снялись такие личности, как Александр Лаэртский, Роман Трахтенберг (последняя роль в кино, к слову), Артемий Троицкий, Сергей Михалок, Сергей Шнуров и, внезапно, Борис Немцов в роли президента России! Подобное кино тяжело рекомендовать широкому кругу, но если уж вы врубились в музыку группы НОМ, то и фильмы должны зайти.

-4

А ключом для понимания творчества НОМ может стать открыто декларируемый создателями этого коллектива принцип: «драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических» (С) Вот лучше и не скажешь!

Что касается лично меня, то мне интересно слушать все их альбомы после 2000-го года и наблюдать музыкальное развитие группы, работу со звуком, эксперименты с жанрами. Последние работы НОМ с музыкальной точки зрения – одни из наиболее интересных в русскоязычной рок-музыке. С точки зрения смешивания разных стилей предлагаю послушать песню «Оттепель», первая половина которой представляет стилизацию под советские эстрадные твисты 60-х, которая плавно переходит в тягучую психоделическую концовку. Это видео концертного выступления группы, и со сценическим перфомансом посыл песни лучше воспринимается, все сделано реально здорово!

Уж не знаю, у Шнура они подсмотрели идею разнообразить музыку женским вокалом, или сами к этому пришли, но звучит круто!

Пожалуй, благодаря такому широкому взгляду на искусство и отсутствию каких-либо жанровых и стилистических рамок творческий кризис группе НОМ не грозит. Слишком уж они никуда не вписываются, чтобы критиковать их за очередную работу. Возможно, я субъективен, но как можно критиковать группу, которая находится в постоянном поиске и фонтанирует интересными идеями как в музыкальной составляющей, так и в текстовой? Она либо нравится, либо нет. И без подобных проектов наша музыка была бы пресной и шаблонной.

А на сегодня все, и спасибо за внимание!