«Пионерка» – так мотодрезину прозвали в народе, а официально – транспортная дрезина пятой модели узкоколейная ТД-5У.
Производство странной с точки зрения современности, но очень важной техники начали в 50-х годах прошлого века на Калужском заводе транспортного машиностроения. Технологичность – это суть не современных технологий. Ни электроники, ни гаджетов Илона Маска, а простота и надежность конструкции, чтобы, если что случилось, то после кувалды и упоминания чьей-то матери, ехала лучше новой.
Рама сварена из стальных труб и профиля. Данная дрезина съёмная – 310 кг весу. Положено на ней ездить в вчетвером есть тут поручни для ее съема с рельс и установки на них. А, вообще, «Пионерка» рассчитана на шестерых сидящих спиной друг к другу человек. Для этого и лавочки имеются, и подножки, и всё это инкрустировано дешёвыми породами дерева, а для надежности выкрашено.
В движение дрезину приводил весь спектр мотоциклетных двигателей СССР, но самые мощные были советские оппозитники. Здесь стоит ураловский объёмом 649 куб. см, максимальная мощность 36 л. с. при 5800 об/мин, максимальный крутящий момент 44 Нм при 3600 об/мин.
Дрезина полноприводная, цепной привод на обе оси. Каждая ось подпружиненная. Крутящий момент передается через КПП и реверс-редуктор. Можно ездить вперёд и назад. Четыре скорости вперед и столько же назад, но вперёд можно только передом. А знаете, как в умной книжке рекомендуется определять перед – по фаре.
Органы управления. Рукоятка газа с фиксацией, рукоятка тормозов со сцеплением, скорости переключаются ногами. Панель управления – спидометр и лампочки.
Колеса штампованные для уменьшения веса, дрезина все-таки съемная, ей в кустах положено парковаться. Трогаться на дрезине проще, чем на мотоцикле – набок не упадёшь, по влажным рельсам и буксануть можно. По паспорту на «Пионере» нельзя разгоняться быстрее 50 км/ч, но он может и 80 км/ч.
Грузоподъемность – сама дрезина может везти 500 кг груза и каждый прицеп 500 кг груза, а их положено два, получается 1500 кг. На каждом прицепе должен сидеть человек, и у него есть ручной тормоз, как только дрезина начинает тормозить, он тоже должен тянуть ручной тормоз. Тормоза – деревянные колодки с распорным механизмом, привод мышечный – «со всей сильный».
Есть хитрость – дрезина оборудована системой «Стелс». Она незаметна для железнодорожной автоматической сигнализации, которая включает светофоры, семафоры, переводит стрелки. Потому что каждое колесо крепится к оси через фибровые прокладки и втулки, а они не пропускают электричество.
Если вы думаете, что мотодрезина это пережиток прошлого, то ошибаетесь. Еще огромное количество подобной техники гоняет по просторам нашей страны, да не только нашей. Это самый простой и оптимальный транспорт добраться до цивилизации из отдаленного посёлка при наличии железной дороги. А куда приходят рельсы, туда приходят прогресс и цивилизация.
Если статья для Вас оказалась интересной, полезной или просто помогла скоротать время ставьте лайки, оставляйте комментарии, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.