В настоящее время уже опубликованы данные по численности советских самолётов к началу битвы на Курской Дуге. Правда, как это обычно бывает, у разных авторов получаются немного разные цифры, хотя все вроде бы дают их на одну и ту же дату. А порой и ссылаются на одинаковые архивные данные. Однако, как я не раз писал, совсем точные цифры, конечно хороши и вызывают доверие, но для авиации с точностью всегда плохо и незначительные расхождения будут всегда. Такова специфика этого вида вооруженных сил, где всё очень быстро меняется в боевой обстановке.
К сожалению, среди доступных документов пока нет полных сводок по численности основных воздушных армий, сражавшихся над Курским выступом, и это затрудняет уточнить конкретные модели применявшихся самолётов.
Говоря о численности советской авиации, обычно приводят данные по 2-й и 16-й воздушным армиям Воронежского и Центрального фронтов. К ним добавляют машины 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта, которая так же принимала участие в воздушном сражении с самого первого дня. Однако, это далеко не все советские самолёты, которые стоит учитывать.
В составе 2-й воздушной армии на 30-е июня было 845 самолётов, из которых 112 неисправно, на 1-е июля их стало уже 1025 из которых 124 неисправно. Как видите, цифры существенно меняются даже за сутки, хотя нет интенсивных боёв. О какой тут точности говорить? Такой известный автор как Дмитрий Хазанов приводит данные на ту же дату в 1030 самолётов из которых 149 неисправно.
Согласно документам «Итоги боевой работы и боевой состав частей 2 ВА», данные из которых я привёл выше, на 30-е июня было 195 бомбардировщиков (181 Пе-2 и 14 «Бостонов» или Б-3), 295 штурмовиков Ил-2, 482 истребителя Як-1,7,9 и Ла-5, 49 ночных бомбардировщиков У-2 и Р-5.
Тут я бы обратил внимание, что у нас обычно указывают число исправных самолётов, а не общее. Я же буду приводить общее число самолётов, включая и неисправные. Поскольку по немецкой авиации приводятся именно списочный состав, и для сравнения лучше все-таки давать одинаковые цифры.
Что касается 16-й воздушной армии, то по ней у меня сводок никаких нет. Дмитрий Хазанов на 1-е июля приводит цифры в 1151 самолёт, из которых 117 неисправно. В том числе 274 бомбардировщика, 269 штурмовиков, 526 истребителей, 76 ночных бомбардировщиков, 6 разведчиков. Есть так же данные на 5-е июля: 1052 исправных боевых самолёта, в том числе 260 бомбардировщика, 241 штурмовик, 455 истребителей, 74 ночных бомбардировщика и 22 разведчика. Боеготовых экипажей 1028.
По 17-й воздушной армии, слава богу, есть вполне достоверные ежедневные сводки. На 4-е июля в ней было: 101 истребитель Ла-5, 111 истребителей Як, 78 бомбардировщиков Б-3, 384 штурмовика Ил-2, 61 ночной бомбардировщик Р-5 и У-2, 22 разведчика Пе-2, а ещё 38 транспортных и связных У-2, которых мы учитывать не будем. Всего боевых самолётов к началу боёв 757, из которых 42 неисправно.
Обычно на этих трёх армиях подсчёт фронтовой авиации заканчивают, что мне кажется совершенно несправедливым. Так как и в оборонительных боях на северном фасе Курской Дуге, и, особенно, в наступлении, принимала активное участие авиация Брянского и Западного фронтов, 15-я и 1-я воздушные армии. Можно найти информацию, что к 11-му июля в них было 995 и 1322 боевых самолета соответственно.
Поскольку есть подробные данные о количества самолётов, то я их приведу.
В 1-й воздушной армии на 11-е июля был 1361 боевой самолёт, из которых 91 неисправный. В том числе 352 истребителя Як, 249 Ла-5, 33 «Харрикейна», 405 штурмовиков Ил-2, 85 бомбардировщиков Пе-2, 194 ночных бомбардировщика У-2, 42 разведчика Пе-2, Пе-3, Ил-2, Су-2 и Р-5.
В 15-й воздушной армии было 758 боевых самолётов (73 неисправно), правда всего 563 экипажа. В том числе истребителей Ла-5 было 137, истребителей Як — 231, штурмовиков Ил-2 — 332, разведчиков Пе-2 и Пе-2 было 15. В армии было ещё 133 транспортных, учебных и связных самолета У-2, УТ-2, Як-6 и Ли-2.
Стоит отметить, что уже в первые дни для восполнения потерь из 15-й армии была передана на Центральный фронт 234-я истребительная авиадивизия (87 самолётов Як-7Б).
Теперь мы можем считать, что всю фронтовую авиацию, с которой пришлось иметь дело Люфтваффе в районе Курской Дуги мы перечислили, но этим советские воздушные силы не ограничиваются.
К 1-му июля в АДД (Авиация Дальнего Действия) было 740 самолётов (из них 523 исправных) и 697 экипажей. Всего 34 авиаполка, из которых 26 приняли участие в Курской Битве с первых же дней.
Думаю, будет интересно представить более точный состав АДД: 18 Пе-8, 6 Ер-2, 32 ТБ-3, 397 Ил-4, 88 Б-25 и 199 Ли-2ВВ.
Однако кроме дальних бомбардировщиков, которые активно принимали участие в «ночной жизни» на Курской Дуге, надо учитывать ещё и авиацию ПВО, находившуюся в том районе. Судя по документам, все три истребительные дивизии (36-я, 310-я и 101-я) активно вели боевые действия в ходе всего июля 1943 года.
В составе 101-й дивизии (позже развернутой в 9-й корпус) на 1-е июля было 138 самолётов (25 неисправных), включая 73 самолёта Як-1, 7 и 9, 27 «Харрикейнов» и 13 Ла-5. По остальным дивизиям я точный боевой состав не нашёл, но думаю, что в целом надо учитывать в небе над Курской Дугой и окрестностями ещё не менее 250 истребителей.
Стоит не забывать ещё и 5-ю воздушную армию Степного фронта. Сам фронт находился в резерве, но как следует из сводок, самолёты 5-й армии принимали участие в боевых действиях. Я точных данных по количеству самолётов к началу операции «Цитадель» не нашёл пока, но к началу советского наступления в армии имелось 769 самолетов.
Кроме того, в ходе сражения прибывали и новые соединения, уже 10-го июля прибыла 256-я истребительная авиадивизия, имевшая свыше 90 истребителей (включая 50 новейших Як-9).
Найденная мною в разных источниках наибольшая цифра по количеству советских самолетов, которые могли быть задействованы в районе Курска, составляет около 3650–3700 машин. Однако если посчитать все советские части и соединения, которые уже с начала июля принимали участие в боях с Люфтваффе или наносили удары по немецким войскам в районе Курского выступа, мы получаем, что к началу операции «Цитадель» мы могли противопоставить немцам (с учетом АДД и ПВО) не менее 6200 боевых самолётов.
Сами по себе цифры мало что значат, если их ни с чем не сравнивать. Однако просто сопоставить количество советских и немецких самолётов — это ничего не даёт для представления о картине воздушного сражение на Курской Дуге.
Поэтому вопросу соотношения сил я посвящу отдельную статью. Не забудьте подписаться на мой канал, дабы не пропустить ничего интересного. Пока же рекомендую вам почитать:
Количество немецких самолётов к началу операции «Цитадель»