В начале 2021 года, когда в России еще продолжали праздновать новогодние праздники, посольство США объявило о создании Центральноазиатского инвестиционного партнерства.
Правительства США, Казахстана и Узбекистана намерены инвестировать около $1 млрд в течение 5 лет для поддержки частных проектов и экономических связей в регионе.
Как было отмечено в официальных источниках, партнерство будет работать через платформу C5+1 (5 центрально-азиатских стран + США). Со стороны США вопросами инвестирования будет заниматься напрямую Финансовая корпорация международного развития США.
Финансовая корпорация международного развития США или сокращенно DFC является подведомственной структурой Федерального Правительства США, сформированной в декабре 2019 года с весьма солидным кредитным портфелем в 60 млрд. долларов.
Помимо Центральной Азии в призме интересов корпорации Индо-Тихоокеанский регион с проблемами его внешнего долга, страны Африки с низким уровнем развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры.
Кроме того, в качестве антикризисных мер из-за пандемии, корпорация получила возможность кредитовать частные компании (первая же кредитная сделка с Kodak стала предметом интриг и разбирательств),
При участии корпорации подписан меморандум о взаимопонимании и возобновлении транспортного сообщения Косово и Сербии.
Платформа C5+1 активно продвигается при непосредственном участии госсекретаря США Майка Помпео, что уже о многом говорит. Ведь, как показала практика, госсекретарь США - это должность, во внешней политике ориентированная на продвижение глобальных геополитических интересов.
Стратегически Центральная Азия - это не просто сердце Евразии, это одновременно ключ к Сибири и Дальнему востоку, плацдарм влияния на Кавказ и Афганистан, точка опоры для давления на Россию и Китай.
Интересы США конечно здесь всем ясны и понятны. Тонкости их дипломатии и способности переворачивать все вверх ногами через оранжевые революции за счет разнообразных проектов продвижения демократии стоимостью в млрд. долларов - это уже что то обыденное.
И как говорят, сосед ближе и роднее, чем дальние родственники.
Но как все обстоит на самом деле? Действительно ли инвестиции со стороны США это реально значимый фактор, который все может кардинально изменить в лучшую сторону?
И поэтому решение Казахстана на сближение вполне оправдано, при том, что США открыто называет союзников Казахстана своей угрозой.
Давайте разбираться по делу и на цифрах.
Объем американских инвестиций в экономику Казахстана превысил 53 млрд. долларов.
Вот еще несколько интересных фактов американско-казахстанских отношений:
- первой страной, открывшей в независимом Казахстане в январе 1992 года свое дипломатическое посольство были США;
- с 1994 Казахстан входит в программу НАТО «Партнерство во имя мира», а с 2003 года проводятся американско-казахстанские совместные миротворческие учения "Степной орел";
- США выделили 240 млн. долларов в рамках ликвидации оружия массового уничтожения Казахстана;
Данный процесс осуществлялся согласно Договорам об обычных вооружённых силах в Европе, о СНВ, о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия и об отказе о всеобъемлющих ядерных испытаниях.
- в 2003 году во время конфликта в Ираке участвовало 290 казахстанских военных;
- в 2016 году в Алматы открыта американская лаборатория по диагностике инфекционных заболеваний и хранению штаммов особо опасных вирусов стоимостью 130 млн. долларов;
- самый большой отток денежных средств из Казахстана (как говорят отечественные инвестиции за рубеж, но весьма вероятно, что это просто бегство капитала) среди стран мира направлен в США (заметьте не в какую то офшорную зону, что тоже весьма интересно);
Нашел цифру только на 1 января 2013 года - 45,6 млрд. долларов ушли на покупку ценных бумаг американских компаний или просто осели на банковских счетах в США
- основой двусторонних отношений является преимущественно нефтегазовое сотрудничество. В октябре 2020 при торговой палате США был создан казахстанско-американский Деловой совет, председателем которого стал исполнительный директор компании Chevron - Майкл Вирт.
В Казахстане очень хорошо знают эту компанию, которая одной из первой развернула свою деятельность после распада СССР. И даже сейчас по масштабам с ней могут соперничать разве что китайские холдинги).
- в 2015 году при Б. Обаме создан новый формат сотрудничества C5+1 (5 центрально-азиатских стран + США) как некий противовес усилению интеграционных процессов и созданию ЕАЭС;
В 2019 году кстати со стороны России выдвинулась аналогичная инициатива по созданию платформы "Центральная Азия + Россия".
- в 2017 году при непосредственном участии США и под контролем МАГАТЭ в Казахстане открыт международный банк низкообогащенного урана.
Это такая как бы инициатива доброй воли, чтобы государства могли развивать свою ядерную промышленность (мирную) без создания экологически фатальных производств по обогащению урана.
Как видите не просто так В.В. Путин предложил создать в Казахстане АЭС. Фундамент заложен был ранее и при участии не России, а именно США.
В целом, американско-казахстанские отношения представляются весьма противоречивыми. С одной стороны, в развитие экономики Казахстана вкладываются значительные американские инвестиции, объем которых однако в еще большей степени перекрывается оттоком капитала уже из Казахстана в США.
С другого ракурса, экономическое присутствие США заметно преимущественно в нефтегазовом секторе. И насколько перспективным будет такое партнерство, если мир поворачивается к альтернативной энергетике, а Байден планирует вернуть США к Парижскому соглашению по климату (что означает необходимость сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу)?
Если смотреть с позиции национальных интересов Казахстана, то сотрудничество с крупнейшей, наиболее финансово обеспеченной и технологически развитой экономикой мира, без сомнений является первой приоритетной задачей внешней политики и дипломатии.
Здесь я думаю, ни у кого не должно быть предрассудков, потому что Республика Казахстан это суверенное государство, которое вправе поступать согласно наиболее выгодным для него способом. Так в принципе делают все и это естественно, заботиться прежде всего о себе.
И любой адекватный разумный человек при этом не будет говорить о предательстве или интригах (это просто политика). Если у вас закрались такие мысли, оставьте их.
Лучше попробуйте сами себе ответить (и написать в комментариях) на пару следующих подлинно важных вопросов:
Во-первых, интерес США к Казахстану - это заинтересованность в межгосударственном сотрудничестве или просто внимание к выгодной геополитической территории?
Звучит очень близко, но разница кардинальна. Потому что если в первом случае, сотрудничество взаимовыгодное, то во втором - движение Казахстана в сторону США скорее добровольно-вынужденное, так как предполагает сохранение политической стабильности.
Ведь, если для США не важен Казахстан как государство, то они легко могут устроить здесь смуту, при условии, что казахское руководство будет менее сговорчивым.
Во-вторых, действительно ли сотрудничество Казахстана и России выдерживает проверку временем на прочность или два соседних государства уже накопили достаточно критических противоречий, решение которых - это уже хождение по лезвию бритвы?
На практике, дипломаты предпочитают избегать острых вопросов, на которые в данный момент просто нет подходящих ответов, способных ситуацию улучшить, а не усугубить. Поскольку бывает, что сами по себе переговоры о чем то уже превращаются в открытую дипломатическую "язву", требующую кардинального подхода.
И еще один момент уважаемые мои читатели.
А хорошо ли вы на самом деле знаете масштаб и глубину казахстанско-российского сотрудничества?
Это очень важный вопрос, без которого трудно дать адекватную оценку дальнейший перспективам.
Если хотите узнать больше интересных фактов об отношениях России и Казахстана как двух уже самостоятельных и независимых государств, то ставьте лайки, подписывайтесь на канал, и исходя из вашей активности я начну собирать информацию для отдельной статьи на эту тему.