Существует легенда, что, когда в 19 веке строили железнодорожную линию Сергиев Посад - Ярославль, местное купечество дало взятку проектировщикам, чтобы она проходила мимо .... В 1947 Сталин лично распоряжается о строительстве 21 километрового участка Берендеево - Переславль. Несмотря на то, что город именуется как Переславль-Залесский, станция называется просто Переславль. Первый поезд прибыл только в 1956 году.
На станции есть вокзал, ныне проданный частным лицам, которые в свою очередь его забросили, построенный в 1950-ых годах, однако пассажирского движения здесь вплоть до 2020 года никогда не было.
Первыми, кто прибыл в Переславль-Залесский на поезде, стали участники осенней поездки от РЖД Тур на ретропоезде под паровозной тягой. Позже ОАО РЖД анонсировало работу поезда в Переславль в течение новогодних праздников, однако подвижным составом уже стал рельсовый автобус РА2. На нем то я и проехал в последний день его работы (9 января).
Поезд отправлялся в 7:45 с Ярославского вокзала, прибывал в Переславль в 10:40. Обратно отправляется в 18:20 и едет так же 3 часа.
Билет стоил 499 рублей, с животными 599. Честно говоря, покупая билет на сайте, я не мог понять, в чем разница этих билетов, разъяснили мне только проводники в поезде. В поезде есть туалет, осуществляется продажа чайной продукции и самого чая, в салоне стоит кипятильник.
Я никогда раньше не ездил на дизельпоезде и думал, что в салоне должно быть сильно слышно работу дизельного двигателся, однако на самом деле "журчит" он не громче автомобильного, а в прицепном (2) вагоне и вовсе не слышен.
Загрузка поезда 50 процентов, но надо отметить, что это был последний день работы, да и праздники кончались. Проводники сказали, что загрузка в остальное время была где-то 2/3.
У поезда только одна пятиминутная остановка - в Берендеево. Тут можно увидеть деревянное здание вокзала, к счастью не перекрашенное в серые корпоративные тона РЖД.
Отсюда начинается ответвление на Переславль. Поезд едет медленнее, а на стыках начинает громко стучать.
Если спросить у местных, где тут жд станция, то не каждый сможет ответить. Поэтому на время курсирования поезда запускали специальный временный маршрут автобуса от станции.
Поезд, после высадки пассажиров, остается стоять в ожидании вечернего обратного отправления.
Сравним поезд с автобусом.
Что одинаково:
1. Стоимость. Автобус стоит 450-500, поезд, если брать без животных, 499.
2. Время в пути. Автобус едет 2-2,5 часа, с пробками 3. Поезд едет 3 часа.
Минусы поезда перед автобусом:
1. Все же автобус в большинстве случаев быстрее на полчаса-час.
2. Пока что поезд был разовой акцией, да и всего дишь один рейс в сутки, когда автобус ходит гораздо чаще.
Плюсы поезда перед автобусом:
1. В поездке можно сходить в туалет, в автобусе только терпеть.
2. Можно провести большие вещи, в автобусе же за багаж придется еще отдельно заплатить. Да и например велосипед или коляску даже за деньги не получится уместить.
3. В поезде не так стесненно, можно походить. Лично для меня ехать 2-3 часа не двигаясь является некой пыткой, даже в самолете можно пройтись, в автобусе же такой возможности нет.
4. Нормальное освещение. Можно читать, писать и в целом работать.
5. Надежность. Здесь поезд едет гарантировано 3 часа и не больше, если вы купили билет, то место у вас гарантировано будет. Автобус таким же не может похвастаться.
Ну и спорный вопрос - место прибытия. Автовокзал находится на окраине Переславля, но зато оттуда много местных автобус в разные уголки города. Поезд же, хоть останавливается ближе к центру города, не имеет рядом такой транспортной доступности.
Надеюсь, РЖД позитивно оценит опыт пуска переславского экспресса и, если не регулярное, то хотя бы праздничное железнодорожное сообщение с Переславлем будет налажено.
Примечание: сейчас основным пользователем жд линии является химический завод Славич. Собственно, благодаря нему, наверное, линия до сих жива.