...На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных...
Пролог поэмы уже содержит в себе, как в миниатюре, все основные ее черты. Из анализа "Пролога" мы можем сделать выводы о теме, проблеме, методе и жанровом своеобразии поэмы. Давайте же приступим.
Прежде всего, конечно, эта вступительная часть поэмы погружает нас в исторический контекст (понятие временнообязанных) и содержит завязку поэмы.
Крестьяне, вышедшие каждый по своему делу с утра, случайно встретившись, уже не могут разойтись. Так как вдруг, ни с того ни с сего, заспорили на тему чрезвычайно философскую, оказавшуюся для них невероятно интересной:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Но кажется, что дискуссия такая смотрелась бы естественно в журнале того времени, того самого, например, в котором работал сам Некрасов, но никак не между крестьянами голодных, изможденных деревень - таких, как Дырявино, Знобишино и т.п.
Поэт объясняет столь затянувшийся спор крестьян особенностью национального характера:
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Но подобное объяснение мне кажется несколько неестественным для реалистического произведения.
Можно ли назвать метод поэта реализмом ?
- С одной стороны, да, реализм автора - в изображении исторической реальности и самого характера мужиков.
Ведь представители народа не идеализируются, а показаны такими, какие есть.
Подробнее о негативных чертах мужиков - «Кому на Руси жить хорошо». Мотивы волшебной сказки и взгляд на тему крестьянства"
Например, когда пришло время перевала, то отдых для них немыслим без водки:
Зажгли костер, сложилися
За водкой двое сбегали (...)
Причем пьют немало: Косушки по три выпили (...)
После такого перекуса спор у них пошел горячее, так что дело дошло и до драки, ведь после спиртного это в в порядке вещей.
- С другой стороны, сам сюжет и его завязка неправдоподобны.
Сам спор завязался на пустом месте, по отвлеченному социально-философскому вопросу, который плохо вяжется с бытовой реальностью трудового крестьянского дня. Об этом мы уже сказали выше.
За таким, весьма неправдоподобно начавшимся, спором все семеро, вышедшие вначале каждый по своим делам, начинают вдруг вместе идти как во сне, и, про все забыв, идут весь день вплоть до наступления ночи.
Наверно б ночку целую Так шли — куда не ведая, Когда б им баба встречная, Корявая Дурандиха, Не крикнула: «Почтенные! Куда вы на ночь глядючи Надумали идти?..»
Мы уж не говорим о дальнейших событиях в лесу: ведь затем мужики разговаривают с волшебной птичкой и получают от нее скатерть-самобранку. Причем чудо это как-то не вызывает особенного удивления у героев. Это ли реализм?
Поэтому в прологе используется не только реалистический метод, но и фольклорные методы, которые обычно мы видим в сказке, былине. В этом своеобразие художественного метода в поэме.
Подробнее о связи с волшебной сказкой и о некрасовских крестьянах - «Кому на Руси жить хорошо». Мотивы волшебной сказки и взгляд на тему крестьянства
Конечно, недостаток реализма - это не значит недостаток самого произведения. Поэма - великая вещь, а почему, мы увидим из самого анализа как этой главы, так и всех последующих на этом канале.
Жанровое своеобразие выражается в том, что в традиционный жанр поэмы здесь входят многие другие жанры - как фольклорные (песня, загадка, сказка), так и литературные (утопия, притча).
Почему произведение - поэма ? Это жанр, соединяющий повествование и лирику. С повествованием все ясно: это то, что касается сюжета.
Лирические отступления
Лиричность же произведения в том, что в текст вплетаются короткие, но выразительные лирические отступления:
Ой тени, тени черные! Кого вы не нагоните? Кого не перегоните? Вас только, тени черные, Нельзя поймать — обнять!
В этих лирических вкраплениях поэтический образ автора сливается с фольклорными интонациями.
Образ загадочных неуловимых теней контрастирует с приземленностью в образах крестьян и создает философский фон, настраивающий на размышления о жизни.
Трагические ноты в лирических отступлениях перекликаются с горестными названиями деревень и заранее создают образ смерти в поэме:
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать!
Проблематика
Проблема несвободы крестьянства подана через диалог Пахома с маленьким птенцом.
Как ни мал и беззащитен птенчик (Дыхну — с ладони скатишься), а все же он "сильнее мужика":
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Тема счастья
Заканчивается пролог поэмы абсолютно сказочными событиями.
Обретя скатерть-самобранку, мужики, собственно, уже и счастливы. Разве нет? Ведь они стали дружными, мирными и обеспеченными хлебом. Они теперь - искатели правды, а не в этом ли высшая гармония, о котором каждый из нас может лишь мечтать? И решили они странствовать,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!