Найти в Дзене
Ислам

Продолжение о том , как правильно происходит толкование Корана

3. Тафсир Корана толкованием сподвижников
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да помилует его Аллах) говорит:
Таким образом, если мы не находим толкования аята в Коране и Сунне, нам следует обратиться к толкованиям сподвижников Пророка (мир ему и благословение), и нам не дозволено выходить за рамки толкования сподвижников, растолковывая Коран иным образом. Это связано с двумя причинами, на которые указал

3. Тафсир Корана толкованием сподвижников

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да помилует его Аллах) говорит:

“Если ты не найдешь толкования аята в Коране и Сунне, в этом случае тебе следует обратиться к толкованию сподвижников, ибо они являются наиболее осведомленными людьми в этом вопросе. Это потому что они были свидетелями низведения и претворения в жизнь Корана и являются обладателями достоверных знаний и полного понимания в религии. В особенности, следует возвращаться к толкованиям ученых из числа сподвижников и авторитетным из них, как четыре праведных халифа, и других имамов из числа сподвижников, подобно Ибн Мас’уду» 

Таким образом, если мы не находим толкования аята в Коране и Сунне, нам следует обратиться к толкованиям сподвижников Пророка (мир ему и благословение), и нам не дозволено выходить за рамки толкования сподвижников, растолковывая Коран иным образом. Это связано с двумя причинами, на которые указал Ибн Таймия:

— Они были самыми знающими людьми в этой умме, т.к. получили знания непосредственно от Пророка (мир ему и благословение) и свидетельствовали низведение Корана.

— Они были самыми набожными и богобоязненными людьми из этой уммы после Пророка (мир ему и благословение).

На первый факт указывает множество доводов из Корана и Сунны. Так, например, Пророк (мир ему и благословение) сделал дуа за Абдуллу ибн Аббаса, чтобы он стал толкователем Корана, сказав: “О Аллах, сделай его знающим в религии и обучи его толкованию Корана” 

Всевышний Аллах принял дуа своего Пророка, и Ибн Аббас стал одним из самых знающих толкователей Корана, получив прозвище “толкователь Корана” (“турджуман аль-Кур’ан”). Абдулла ибн Мас’уд, другой сподвижник Пророка, восхищаясь глубокими знаниями тафсира Ибн Аббаса, говорил: “Как же прекрасен этот переводчик Корана” 

При этом, сам Ибн Мас’уд клялся Аллахом и говорил:

“Клянусь Тем, помимо Которого нет иного истинного божества, — нет такой суры и такого аята в Коране, причины и места низведения которых мне не были бы известны” 

Что касается того, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) были самыми набожными и приближенными к Аллаху людьми, то в отношении этого также существует множество доводов из Корана и Сунны. Всевышний Аллах сказал следующие слова похвалы в адрес сподвижников Пророка:

﴿والسابقون الأولون من المهاجرين والأنصار والذين اتبعوهم بإحسان رضي الله عنهم ورضوا عنه وأعد لهم جنات تجري تحتها الأنهار خالدين فيها أبدا ۚ ذلك الفوز العظيم﴾

“Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние”.

Коран, 9:100

Также Пророк (мир ему и благословение) говорил:

“Лучшими из всех людей являются люди моего поколения (т.е. сподвижники), затем последующее за ним поколение (т.е. таби’ины), а затем последующее за ним (т.е. ученики таби’инов)” 

4. Тафсир Корана толкованием таби’инов.

Таби’ины — это мусульмане, которые застали сподвижников Пророка, однако не встретились с самим Пророком (мир ему и благословение). Таби’ины являются самыми лучшими людьми после сподвижников Пророка, как на это указал вышеупомянутый хадис. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да помилует его Аллах) говорил:

“Если не получается найти тафсир аята в Коране, Сунне и толковании сподвижников, то многие имамы в этом случае обращались к толкованиям таби’инов” 

Среди известных таби’инов-муфассиров (толкователей Корана) особенно выделяются Муджахид, Икрима, Катада, Са’ид ибн Джубайр, Са’ид ибн Мусаййиб, Масрук, Даххаак, Хасан аль-Басри, ‘Ата ибн Аби Рабах и многие другие, которые в основном являлись учениками известных сподвижников из числа ученых, таких, как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Мас’уд и Ибн Умар.

Муджахид, один из выдающихся муфассиров и лучших учеников Ибн Аббаса, говорил:

“Я трижды прочитал Коран от начала до конца Ибн Аббасу, останавливаясь на каждом аяте и спрашивая о его значении” 

Однако, тафсир Корана таби’инов не подобен тафсиру сподвижников, которому запрещено противоречить. Если таби’ины имеют разногласия в отношении толкования какого-либо аята, то дозволено дать другое толкование этому аяту, основываясь на грамматике арабского языка или общих принципах и положений Ислама. Ибн Таймия (да помилует его Аллах) говорил:

“Если таби’ины имеют единогласное мнение в отношении какого-либо вопроса, то нет сомнения, что это мнение является истиной и не дозволено ему противоречить. Если же они впали в разногласия в каком-либо вопросе, то не является обязательным отдавать предпочтение мнению одних из них над мнением других. В таком случае, для определения достоверного мнения дозволено обращаться к кораническому методу повествования, Сунне, грамматике арабского языка или мнению сподвижников” 

Толкование Корана разумом

Данный вид тафсира имеет очень строгие правила и условия, при несоблюдении которых толкователь обязательно растолкует аят ошибочно и, тем самым, впадет в один из больших грехов — наговорит об Аллахе без знания. Всевышний Аллах говорит:

﴿قل إنما حرم ربي الفواحش ما ظهر منها وما بطن والإثم والبغي بغير الحق وأن تشركوا بالله ما لم ينزل به سلطانا وأن تقولوا على الله ما لا تعلمون﴾

«Скажи: “Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете”».

Коран, 7:33

Шейх Мухаммад Базмуль (да хранит его Аллах) выделил следующие условия для толкования Корана разумом:

  1. Толкование разумом не должно противоречить толкованию преданиями;
  2. Толкование разумом должно соответствовать смыслу предыдущих и последующих аятов и не должно быть вырванным из контекста аятов;
  3. Толкование разумом не должно противоречить какой-либо шариатской основе;
  4. Толкование разумом не должно противоречить грамматике арабского языка;
  5. Толкование разумом не должно поддерживать какое-либо нововведение в религии 

В качестве примера толкования Корана разумом с соблюдением вышеперечисленных условий можно принести толкования ученых ахли-Сунны касательно следующих аятов:

﴿كلا إنهم عن ربهم يومئذ لمحجوبون ، ثم إنهم لصالو الجحيم ، ثم يقال هذا الذي كنتم به تكذبون﴾

«Но нет! В тот день они будут ограждены завесой от своего Господа, а потом они попадут в Ад, после чего им скажут: “Вот то, что вы считали ложью”».

Коран, 83:15-17

Имам Шафи’ (да помилует его Аллах) дал следующее толкование этому аяту: “Тот факт, что нечестивцы будут ограждены завесой от своего Господа, указывает на то, что верующие будут Его видеть” .

Данное толкование этих аятов имамом Шафи’ не только соответствует перечисленным нами условиям толкования разумом, но и полностью соответствует исламскому вероучению и множеству коранических аятов и достоверных хадисов. Ибн Касир в толковании данного аята сказал следующее:

“Данное прекрасное толкование имама Шафи’ (да помилует его Аллах) построено на внимательном понимании этого аята. Более того, это толкование также полностью соответствует другим словам Всевышнего Аллаха:
﴿وجوه يومئذ ناضرة ، إلى ربها ناظرة﴾
“Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа”.
Коран, 75:22-23
Также существует большое количество достоверных хадисов, указывающих на то, что верующие увидят своего Господа в Судный день. Они будут смотреть на Него своими глазами как в Судный день, так и в Райских садах” 

Другой выдающийся ученый ахли-Сунны Ибн Раджаб (да помилует его Аллах), дополнив тафсир имама Шафи’, пошел дальше и извлек из этих аятов то, что самое страшное наказание обитателей Ада будет их ограждение завесой от своего Господа и невозможность лицезреть Его. Данное понимание Ибн Раджаб построил на том факте, что Всевышний Аллах указал в этих аятах на три вида наказания от большего к меньшему. Ибн Раджаб в своей книге “Устрашение адским огнем и знакомство с положением обитателей Ада” выделил отдельную главу под названием “Самое большое наказание обитателей ада — ограждение завесой от своего Господа”. Далее Ибн Раджаб пишет:

“Самым большим наказанием обитателей Ада будет их ограждение завесой от своего Господа, отдаление от Него и навлечение Его гнева. В то время, как самым большим наслаждением обитателей Рая из всех имеющихся в Раю наслаждений будет возможность лицезреть Его. Всевышний Аллах сказал:
﴿كَلَّا إِنَّهُمْ عَنْ رَبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَمَحْجُوبُونَ ، ثُمَّ إِنَّهُمْ لَصَالُو الْجَحِيمِ ، ثُمَّ يُقَالُ هَٰذَا الَّذِي كُنْتُمْ بِهِ تُكَذِّبُونَ﴾
«Но нет! В тот день они будут ограждены завесой от своего Господа, а потом они попадут в Ад, после чего им скажут: “Вот то, что вы считали ложью”».
Коран, 83:15-17
Таким образом, Всевышний Аллах упомянул три вида наказания обитателям Ада: ограждение завесой от Него, затем попадание в Ад, а затем порицание и выявление их лжи и обмана, к которым они прибегали в мирской жизни” 

Что же касается толкования Корана разумом без соблюдения вышеупомянутых нами условий, то этот вид толкований можно встретить у представителей различных сбившихся с прямого пути сект. Более того, толкование разумом без всяких ограничений и правил является основным методом толкования Корана всех сект и течений. К примеру, можно привести толкования чрезмерных суфистов словам Всевышнего Аллаха:

﴿واعبد ربك حتى يأتيك اليقين﴾

“Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе”.

Коран, 15:99

Основываясь на этот аят, а затем на свой разум, они утверждают, что человек, усердствуя в поклонениях, способен достичь “положения убежденности”, и после этого с него спадает обязательность совершения намаза и других поклонений. Данное толкование разумом не соответствует вышеперечисленным обязательным условиям, т.к. противоречит основам Ислама, вводит нововведение в религию и противоречит толкованиям достоверных преданий.