Найти в Дзене
Энергия+

Технология, которая удешевляет разведку нефти в разы

Оглавление

В предыдущей публикации мы начали рассказывать о том, как в нефтяной отрасли используют беспилотники. Эта технология существенно упростила многие задачи, например, транспортировку грузов на месторождения, поиск мест для размещения АЗС и пр. Сегодня расскажем о других, не менее важных, сферах применения.

С беспилотником в разведку

Все чаще беспилотники применяют в геологоразведке, и это не удивительно. Ведь исследования зачастую необходимо проводить в практически неосвоенных местах, где нет вообще никаких дорог. Беспилотные аппараты отлично подходят для многих видов несейсмических изысканий. Они в 2,5–3 раза дешевле пилотируемой авиации и позволяют ускорить проведение ранних этапов геологоразведки с сохранением уровня безопасности и качества результатов.

Первый метод, для которого «Газпром нефть» стала широко применять беспилотники, — магниторазведка. Она позволяет получать первичную информацию о строении пород по измерению геомагнитного поля, чтобы более эффективно планировать последующие этапы исследований. Обычно для магнитометрической съемки в компании используют аппараты с дальностью полета до 150 км. Но в 2020 году было испытано воздушное судно, способное преодолевать расстояние 1,2 тыс. км. Беспилотник изготовлен из специальных композитных материалов, которые не создают помехи во время исследований, и способен нести до 5 кг полезной нагрузки, что позволяет одновременно проводить несколько типов измерений.

Впрочем, востребованы беспилотники и при сейсморазведке. Перспективное направление их использования — автоматизированный дистанционный сбор сейсмических данных. Испытания такого решения были проведены на Западно-Зимнем лицензионном участке в ХМАО весной 2020 года. Буквально на лету дрон скачивает данные с автономных регистрирующих модулей. Раньше на это требовалось существенно больше времени, техники и людей: для сбора данных специалисты использовали вездеходы и снегоходы.

-2

Мониторинг и контроль

Разумеется, беспилотные воздушные суда как нельзя лучше подходят для самых разнообразных задач контроля и мониторинга, ведь сверху видно лучше. Так, например, аэромониторинг применяется для контроля за ходом работ на всех строительных площадках проекта «Новый порт», Чаяндинского и Песцового месторождений. Беспилотники проводят съемку с воздуха, помогая создавать и регулярно обновлять цифровые модели производственных объектов. Технология позволяет заранее отследить возможные отклонения от проекта при выполнении работ, скорректировать и снизить риск срыва сроков строительства.

На Мессояхе квадрокоптеры используются при выполнении кадастровых работ, при картографировании земельных участков и контроле за их использованием. А на Уренгойском нефтегазоконденсатном месторождении недавно прошли опытно-промышленные испытания метода воздушного лазерного сканирования для оцифровки рельефа и планирования обустройства куста газоконденсатных скважин.

Еще одна новая сфера применения — природоохранная. В 2020-м «Газпром нефть» провела воздушное лазерное сканирование 120 га лесных массивов на нефтяных месторождениях в Оренбургской области и ЯНАО, на основе которого составила цифровые модели местности. С помощью этих моделей разработаны маршруты для передвижения спецтехники в труднодоступных районах лесов, исключающие вырубку деревьев. Широкое использование такого подхода позволит компании обеспечить сохранность лесов при проведении геологических исследований.

Полученные цифровые модели показывают высокий уровень детализации: распознается положение в пространстве каждого отдельного дерева с его характеристиками (порода, высота, толщина). В дальнейшем такие модели могут использоваться не только «Газпром нефтью», но и другими организациями, ведь они содержат уникальную информацию о состоянии лесных массивов, которая во многих регионах не обновлялась с середины прошлого века.

Новая специальность
Университет ИТМО и «Газпром нефть» открыли в Петербурге первую в России магистерскую программу для подготовки разработчиков и специалистов по эксплуатации беспилотного транспорта. Учебная программа ориентирована на студентов с опытом в IT. Среди предметов, которые будут изучать студенты, — обработка и анализ данных, прикладной искусственный интеллект, моделирование беспилотных систем, программирование, архитектура беспилотных транспортных средств, машинное обучение и нейронные сети. В 2020 году на программу поступило 30 человек, половина из которых обучается на бюджетной основе. Учитывая бум беспилотного транспорта, который ожидает нас в ближайшие годы, нет сомнения, что выпускники программы будут востребованы.

Подписывайтесь на канал, чтобы следить за обновлениями. Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

На беспилотниках по бездорожью | Сибирская нефть | Яндекс Дзен (yandex.ru)
Обзор лучших российских технологий для добычи трудной нефти: часть 1 | Сибирская нефть | Яндекс Дзен (yandex.ru)
Технологии будущего | Сибирская нефть | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/