Зороастризм — религия древних персов, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греческая форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура Мазды.
Зороастризм является одной из древнейших пророческих религий, возможно первой из них. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют его жизнь в период от начала второго тысячелетия до н.э. до шестого века до н.э. Зороастрийская доктрина упоминается греческими писателями — Платоном, Сократом и Аристотелем. Современные зороастрийцы ведут летосчисление с 1737 года до н.э. от года принятия легендарным царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры.
В течение более десяти столетий зороастризм был государственной религией огромной страны — персидской империи Ахеменидов (549-331 гг. до н.э.). Эта религия уцелела от окончательного разрушения в период правления Александра Македонского и Селевкидов, а затем восстановила свои позиции при Аршакидах (II в. до н.э.— III в. н.э.) и далее при Сасанидах (III—VII вв. н.э.) — вплоть до завоевания персов арабами. Возникший как минимум за несколько веков до иудаизма, тем более — гораздо раньше христианства и ислама, зороастризм, безусловно, оказал на них значительное влияние. На Востоке зороастризм повлиял и на становление северного варианта буддизма, а в первые века христианства на него ориентировались учения гностиков.
Священная книга зороастризма — Авеста. Самим Заратуштрой была составлена её древнейшая часть, известная под названием Гаты. В III веке н. э. к ней бы ли добавлены комментарии (Зенд), и в полном виде канонический сборник называется Зенд-Авестой.
Подлинный текст Авесты написан на мертвом авестийском языке, относящемся к иранской группе индоевропейской семьи языков, и используется в наше время для богослужения у зороастрийцев. Авеста означает знание и представляет собой обширный комплекс священных текстов, который изначально передавался в устной форме, а в середине I тыс. до н.э. был записан. К европейцам списки Авесты попали в XVIII в (один из таких списков хранится в Оксфорде), но прочесть его удалось далеко не сразу. Француз Анкетиль-Дюперрон отправился в Индию к последователям этой религии и после многолетних трудов открыл ключ к чтению и переводу Авесты. Изначально новооткрытая Авеста встретила глубокий скептицизм у европейской публики и учёных, ориентированных на формировавшийся веками сказочный образ Зороастра, имеющий мало общего с реальным Заратуштрой. Анкетиля-Дюперрона обвинили в подлоге, и умер он в нищете. Однако начавшиеся исследования Авесты специалистами-востоковедами, а также расшифровка в 1835 году древнеперсидской клинописи на родственном языке окончательно убедили Европу в подлинности Авесты и положили начало тесному знакомству с древнеиранской культурой и религией.
Все явления мира представляются в текстах Авесты в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла: бога Ахура-Мазды и злого демона Анхра-Майнью.
Ахура-Мазда в конце времён побеждает Анхра-Майнью, которого зороастрийцы не считают божеством. В силу сказанного, зороастризм называют религией асимметричного дуализма и даже монотеистической религией.
В зороастризме выделяется ряд истин, которые должен понимать и признавать каждый последователь этой религии:
- существование единого, высшего, всеблагого бога-творца Ахура-Мазды;
- существование двух миров — земного и духовного;
- вера в победу добра над злом;
- признание Заратуштры первым и единственным в истории человечества пророком;
- вера в то, что прообразом бога на земле являются Священные огни;
- вера в посмертный суд, справедливое воздаяние, зависимость посмертной судьбы от земной жизни;
- отрицание идеи реинкарнации и цикличности существования земного и духовного мира;
- следование традиционной ритуальной практике для сохранения чистоты веры и успешной борьбы со злом.
Приверженцы зороастризма видят смысл жизни не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Земная жизнь, в их глазах, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. Вместе с тем зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Зороастрийцы считают земной мир лучшим из миров, изначально сотворённым святым. Поэтому в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.
Победа над силами зла, по мнению зороастрийцев, достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели зороастризма выглядят так: благие мысли, благие слова и благие дела. Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли).
Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей. К ним запрещено прикасаться, и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения. Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, анальный секс, осквернение или тушение священного огня, убийство праведника.
По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к месту, где над ней происходит посмертный суд в форме состязания между силами добра и зла. Силы зла приводят список злых дел человека, а силы добра приводят список его благих дел. Если добрые дела человека хотя бы на волосок превышают злые, душа будет пребывать на Вечных Светилах. Если превысили злые дела, душа направляется в Беспредельный Мрак.
Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти три спасителя. Первые два должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. Последний спаситель родится от девы и возглавит силы добра. В результате битвы силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые — праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём. Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется, купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда земной мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.
В зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе, отсутствует идея цикличности в развитии мироздания — время идет по прямой от сотворения мира до окончательной победы над Анхра-Майнью, никаких повторяющихся мировых периодов нет.
В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. — дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь не гас уже на протяжении многих столетий. Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, по этой причине зороастрийцев часто называют «огнепоклонниками», хотя они сами считают такое название оскорбительным, утверждая, что огонь — лишь образ бога на земле. К тому же зороастрийский культ по-русски не может быть назван поклонением, потому что во время молитвы зороастрийцы не кланяются, а стоят прямо.
Традиционным способом погребения у зороастрийцев является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении «дахме» (башне молчания) для утилизации птицами и собаками.
Такой обычай объясняется тем, что по представлениям зороастрийцев труп — это уже не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Анхра-Майнью в земном мире, которая не должна касаться ни земли, ни огня. В современном Иране такой обряд похорон запрещён и зороастрийцы хоронят тела умерших в специальных бетонных склепах, что также позволяет избежать контакта нечистых трупов с землёй. Погребение обычно осуществляют специальные люди «насасалары», выделяемые в отдельное сословие. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум два человека. Если второго человека нет, его может заменить собака.
Религия древних персов имеет много различных названий: маздаизм (по главному богу — наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священного писания), зороастризм (по имени ее пророка и основателя), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсаизм (от парсы — название ее современных последователей в Индии). Иногда сторонников этой веры называют в Иране гебрами, а одно из направлений этой религии называется митраизмом, по имени главного бога — Митры.
В мире сейчас осталось немного последователей зороастризма: в Индии около 100 тыс., немного в Иране (15-50 тыс.), несколько тысяч в других азиатских, европейских странах, в Америке. В России зороастризм появился недавно. Лет пять-десять назад. Общины уже есть в Москве, в Петербурге, в Златоусте, в Рязани, в Казани, в Брянске, в Воронеже и Суздали. Конечно, в современных условиях нелегко сохранять общность и последовательно исполнять священные традиции и ритуалы зороастризма, но, несмотря на трудности, зороастрийцы своей верой стремятся изменять мир к лучшему.
Религия древних персов почти не сохранилась в первозданном виде, но в жизни человечества она сыграла немалую роль. Прежде всего Авеста оказала большое влияние на философскую мысль Востока и Запада. Гегель подчеркивал, что основой зороастрийской религиозной системы является признание борьбы двух противоположностей — Добра и Зла. Великий Моцарт посвятил Авесте оперу «Волшебная флейта», которая была поставлена в Венской опере в 1791 году. Величайшего поэта и философа Гёте так взволновало содержание этой религии, что в одном из своих произведений «Западно-восточный диван» он поместил стих «Завет древнеперсидской веры», где есть такие строки:
Всходит жизнь, а жизни честь и слава!
Труд закончен — вновь за труд смиренный,
И очищен будет лик Вселенной.
А тогда вы, как жрецы, дерзните
Образ бога изваять в граните.
Где огонь, там радость, там улыбки,
Ночь светла, и члены тела гибки,
Над огнем вкуснеют в жарком токе
И животных и растений соки.
Идеями и образами гимнов Заратуштры был вдохновлен Густав-Теодор Фехнер (1801-1887) — основатель научной и экспериментальной психологии. Наиболее известная работа Фехнера так и называлась — Зенд-Авеста, или явления небес и будущей жизни (Zend-Avesta, oder die Dinge des Himmels und des Jenseits, 1851). В ней содержится до сего времени не осознанная и не оцененная программа развития психофизики, нового научного направления, которое, согласно Фехнеру, должно было разрешить проблему души и тела, установив функциональную взаимосвязь между духовным и материальным мирами.
Даже атеист Фридрих Ницше был воодушевлен Авестой настолько, что в своей известной книге «Так говорил Заратустра» приписал пророку массу идей, которые тот никогда не выдвигал, а если и выдвигал, то уж никак не трактовал их в духе Ницше: имеются в виду идеи «сверхчеловека», «вечного возвращения», «самоотречения» и т.д.
В наше время интерес к зороастризму несколько угас. Но вдохновляющая и созидательная сила текстов Авесты столь велика, что можно быть уверенным: в XXII веке от рождества Христова священные тексты зороастризма вдохновят людей на величайшие творения, которых наш мир еще не ведал. Ну а пока будет не вредным вспомнить, что действительно говорил Заратуштра: «Судьба — царь над всеми и всем, ветер, от которого никто и никуда не может убежать. Если тому, кто ленив, невежествен и злобен, судьба станет другом, то его лень станет подобна усердию, невежество — мудрости, а злоба — доброте. А если тому, кто мудр, достоин и хорош, судьба станет врагом, то его мудрость превратится в глупость, достоинство — в невежество, а знания и умение окажутся бесполезными».
Нательным символом приверженца учения Заратуштры является нижняя белая рубаха (седре), сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти — тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед любым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс. Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов, её кармашек — копилку благодеяний. Кошти олицетворяет связь с Ахура Маздой и всем его творением. Считается, что человек, регулярно повязывающий пояс, будучи связан им со всеми зороастрийцами мира, получает свою долю от их благодеяний.
Главный символ зороастризма называется Фаравахар, изображающий подобие ангела-хранителя.
Изначально представлял собой «окрылённое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ. В современном зороастризме фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура-Маздой. Этот религиозно-культурный символ при династии Пехлеви трактовался как символ иранской идентичности.