Аркадий Сковородкин всегда считал себя обделённым судьбою неудачником. Совсем недавно ему исполнилось тридцать годов, а жизнь его целиком состояла из гнусной работы и гнетущего одиночества. Аркадия никто не любил, кроме разве что его старухи матери, а фортуна так ни разу ничем его не наградила, кроме смачных оплеух. Он был одинок, непривлекателен и даже имя его с фамилией пророчили ему скучное примитивное будущее.
В общем, судьба ни разу не баловала Сковородкина, до одного счастливого дня, который как яркий луч прорезал густой мрак его жизни, пообещав долгожданные перемены. А случилось это несколько месяцев тому назад.
Как-то раз, шествуя с работы Аркадий, решил проведать свою мать, которая таким же одиночкой жила в двух кварталах от сына. Встретив любимого Аркашу, старуха просияла и побежала на кухню ставить чайник. Она вдоволь напоила сына чаем, накормила его пряниками и крендельками и расцеловала всё его лицо, настолько она обрадовалась неожиданному визиту. Уже перед самым уходом старуха вдруг вспомнила о маленьком сувенире и залезла в карманы пальто.
- Держи сынок, - сказала она, вручая Аркадию серебряную монетку с изображением Петра I, - Авось ценная штуковина.
Монетка досталась матери случайным образом - её ей подсунул пьяненький мужичок в киоске, а она, в свою очередь сразу же решила, что это непременно вещь дорогостоящая, а потому приберегла её для любимого дитятки Аркаши.
Аркадий распрощался с матерью, положил монетку в карман и успешно позабыл о ней до следующего выходного дня.
В тот день, ровно, как и в любой другой свой выходной, Аркадия с самого утра сковала лень и скука. Он не находил себе места и метался по квартире из угла в угол перегревая голову напрасными мечтаниями. Он всей душой ненавидел выходной, но и вместе с тем ужасался, когда думал о начале рабочей недели.
Вспомнив о подарке, Аркадий достал монету из тех же брюк, в которые он сунул её неделю назад и принялся тщательно изучать. Он прочитал все надписи, рассмотрел каждый узор и даже попробовал монету на зуб. Аркадия удивил необычайно звонкий звук, который она издавала при характерном подбрасывании большим пальцем.
Изнывая от скуки Аркадий решил что у него появился отличный повод выйти на улицу и вдохнуть свежего воздуха. Одевшись под стать октябрьскому дождику, и натянув на ноги сапоги, он вышел на улицу, закурил папироску и направился в сторону остановки. На грохочущем трамвае он доехал до городской библиотеки, попросил там нумизматскую книгу и на четвёртой же странице увидел изображение своей монеты.
- Батюшки милостивый! – невольно вскрикнул Аркадий, взбаламучивая волосы на голове.
Монетка-то оказалась на редкость дорогой вещицею. Её стоимость оценивалась огромным капиталом, который Аркадий не смог бы заработать и в жизнь. Прочитав несколько раз в подряд характеристику монеты, Сковородкин побледнел и выронил книгу из дрожащих рук. Ему потребовалось несколько минут, чтобы осознать, что происходящее это вовсе не сон, в котором единственно могло случиться такое событие, а реальность, в обыкновении своём более склонная к неудачам.
- Ох! – в сердцах воскликнул он, очнувшись и возводя ладони к небу, - Спасибо! Спасибо тебе Великий творец за твою щедрость! Наконец-то и мне перепал кусочек от пирога жизни!
На ослабевших от волнения ногах Аркадий побежал домой. Закрывшись в квартире, он сел в кресло и попытался успокоиться. Но сердце его при этом так сильно волновалось, что унять его никак не получалось. Дрожащими руками Аркадий скуривал одну за другой папироски, и его маленькую квартирку быстро заволокло сизым дымом, в котором он сидел как известный ёжик.
Тем временем шестерёнки в его голове заскрипели, и начался активный мыслительный процесс. Аркадий принялся размышлять о своей дальнейшей судьбе и о том, как он устроит свою «новую жизнь».
«Никому об этом не скажу!» - сразу же решил Сковородкин. Это мой подарок! Судьба смилостивилась надо мной! Я заслужил! Всю жизнь собакой существовал, да объедками питался, а тут, впервые удача обратила на меня свой взор. «Никому!» - прошептал он, прижимая монету к груди.
Смакуя счастливый момент Аркадий решил на время позабыть о монете. Он спрятал её в укромном уголке и без ужина отправился спать. Но уснуть в ту ночь он так и не смог, вертясь на кровати словно маятник и сортируя роившиеся в голове мечты и планы.
Всю следующую неделю Аркадий был возбуждён и радостен. Он с лёгкостью выполнял мелкие поручения своего начальника, представляя тот момент, когда он пошлёт всех к чёрту и отправится в новую жизнь, позабыв своё прошлое как утренний кошмар. Он впервые ощутил себя обласканным богом; пылинкой, на которую наконец-то обратили внимания.
- Недаром я столько страдал, - размышлял он, - Всё-таки жизнь справедливая штука. Надо лишь запастись терпением и дождаться своего звёздного часа.
Аркадий непрестанного благодарил бога за посланную ему удачу. Он планировал своё будущее и представлял, как впервые отправится на море, возможно даже познакомится с девушкой! Ведь теперь он не неудачник!
Аркадий распределял предположительный бюджет и придумывал себе цели.
- Куплю дачу! – решил он, - Автомобиль и ещё много чего!
Всю неделю он работал как заведённые часы, улыбался коллегам хитрющей улыбкой и был непривычно дерзок и смел. Он перестал спать и во всё ночное время потирал в руке серебряную монетку.
Наконец, в свой следующий выходной Аркадий решил, что пора ему воплотить мечту в жизнь.
Проснувшись до восхода солнца, Сковородкин целое утро посвятил тому, чтобы выгладить свой лучший костюм и привести свою наружность в порядок. Он тщательно выбрился, облачился в приличную одежду и лощёным свежим молодцом отправился в городскую нумизматскую лавку.
По дороге Сковородкин вновь погрузился в свои мечтания и не заметил, как толкнул плечом костлявого старика.
- Экой балбес! – проводил его старик грозным выкриком.
Аркадий шёл, как говорится летящей походкой и с сияющей улыбкой. Мечты висели перед его лицом непроницаемой шторой, а ноги управлялись подсознанием. Монета во всё время пути крепко сжималась его крепкой влажной ладонью.
Зайдя в лавку, Аркадий впервые без раздражения отстоял длинную очередь. Подойдя к нумизмату, он улыбнулся ему хитрой улыбкой и аккуратно положил монетку на специальную полку. Нумизмат поправил очки, секунду посмотрел на монетку и неожиданно рапортовал:
- «Фуфло!».
- Что?! – отчаянно выкрикнул Аркадий.
- Монетка твоя - фуфло, - сказал нумизмат, - Подделка дешёвая.
- Да как же так? Ты старик, небось, дуришь меня! – выкрикнул побледневший Аркадий, - За грош монетку мою хочешь забрать.
- Я подделки не собираю, - спокойно ответил мужик, - А это неумелая копия. Вот видишь, - нумизмат показал ребро монеты, - Гурт у тебя вдавленный. Да и метал слишком свежий для таких годов. Так что забирай своё добро и будь добр освободи место для других.
Аркадий почувствовал, как рушится весь его карточный домик. Он побелел, бусинки пота выступили у него над верхней губой, которая непрестанно шевелилась, бормоча что-то бессвязное и неразборчивое.
«Как же так?» - думал он. Неужели Господь меня обдурил? Неужто всё это было не взаправду?
Целый букет ощущений расцвёл в душе Аркадия, когда он выходил на свежий воздух. В букете том была и обида, и ущемлённая гордость, и злость на себя за напрасную надежду и много ещё каких, разрушающих душу человека чувств.
Аркадий смотрел на моросящий дождик и мир, за несколько минут до этого бывший хорошим местом, честным и справедливым, вновь обратился в ненавистную серую картину, где одним всё достаётся без каких-либо усилий, а другим судьба приготовила лишь абсолютный кукиш.
Слёзы навернулись Аркадию на глаза. Он испытал жалость к самому себе.
«Всю жизнь мучил ты меня Господи, - обратился он к творцу, - И вместо минутки тишины, такая шутка! За что ты так со мной!?»
Тем временем рядом проходил старик, которого Аркадий незадолго до этого толкнул плечом, и остановился рядом.
- Ты чего нюни распустил сынок? – спросил он, всматриваясь в лицо Аркадия.
- Да так, батюшка, - сказал Аркадий, всхлипывая, - Думал, что удача мне впервые в жизни улыбнулась, а она мне только пятую точку показала.
- Ну, батюшка-барин, - ответил старик, - Каждый в этом мире получает то, что заслуживает.
«Эх, и правда что ли заслужил я такой участи?» - гадал Аркадий, провожая взглядом старика.
Да ведь скольких негодяев судьба по головке гладит? А я хоть и хорошего для мира ничего не сделал, но ведь и плохого всегда избегал. Был пассивным, но ведь и вреда никому не причинил.
Пелена спала, и Аркадий вновь вернулся в реальный мир. Он вспомнил о действительности, с которой ему предстояло столкнуться в понедельник.
«Труд, без отдыха и пряника. Без какой-либо надежды на перемены к лучшему. И так до самой смерти» - такова была его судьба.
«Будем работать без рассуждений, - вспомнилась Аркадию строка из Вольтера, когда он возвращался домой, - Это единственное средство сделать жизнь сносною».
И маленький огонёк, вдруг вспыхнувший в один из серых октябрьских дней, поколебался на ветру, поборолся с первозданными законами и навсегда погас.
Спасибо за прочтение, дорогой читатель! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное.