Попросила дочь помочь с редактированием видео.
- Смотри и запоминай, - сказала она мне, а затем несколько секунд яростно возила пальцем по экрану, приговаривая "тут обрезаем", "тут склеиваем", "добавляем звук", "добавляем эффекты".
За эти секунды я не успела даже запомнить название приложения, в котором происходил монтаж, а видео уже было готово.
Мы живём в параллельных вселенных, и расстояние между ними нарастает. Мой опыт ей не годится. Её опыт мне бы, пожалуй, не помешал. Но боюсь, мне не хватит подходящих рецепторов и нервных клеток, чтобы его перенять.
Трудность в том, что я взрослая, а она - всё ещё ребёнок, нуждающийся в наставничестве.
Посмотрите, что происходит. Если какие-то жалкие сто пятьдесят лет назад мать могла научить дочь всему, что умела сама, и этого бы дочери хватило на жизнь с лихвой, то мы как носители знаний безнадёжно устарели.
Ну да, мы всё ещё таскаем детей в музыкалки, подсовываем томики О'Генри (ок, я подсунула перед праздниками), рассказываем о разумном-добром-вечном, но каким будет их мир через три, пять, десять лет - неведомо. Ясно только, что другим, не похожим на наш.
Стало быть, мы пытаемся учить детей позавчерашним навыкам, с которыми они пойдут в неизвестное послезавтра.
А другим будет всё.
Этика. Коммуникация. Навыки, лайфхаки, профессии.
- Кем мне быть? - спрашивает дочь. - Я пока не понимаю.
Милая, а я-то как не понимаю. Не понимаю ещё больше, чем ты. Учись, это главное? Поступай после школы в рейтинговый вуз? Брось монетку? Поработай пару лет, потом разберёшься? Забей, подумаем позже?
Эта обескураженность - то ещё удовольствие, но, по меньшей мере, она честная. Куда честнее, чем стиль воспитания "делай как мама с папой".
Мыльный пузырь лже-авторитета всё равно однажды лопнет, оставив подросшего ребёнка в состоянии шока от несоответствия между вызубренным и реальным.
Но есть кое что, в чём я не динозавр.
Постоянное обучение, например. Я понимаю его необходимость, и дочь видит меня сидящей на онлайн-лекциях.
Толерантность к неопределённости, которая у меня точно растёт, а вместе с ним и адаптивность. Они всегда в паре.
А ещё у меня тоже была первая любовь, и трудности с засыпанием, и страх темноты, и дружба навсегда, которая оказалась не навсегда, и отчаянное желание одеваться так, как это надо мне, а не окружающим меня взрослым.
Иногда наши параллельные миры всё же бывают не совсем параллельными.
И монтировать видео я тоже обязательно научусь.