Найти тему
Философия отдыха

Александр Олешко: «Мы приглашаем всех на свидание со счастьем»

Что ни делает Александр Олешко – играет в театре, снимается в кино, ведет телевизионную программу или концерт, – всё получается у него талантливо, с душой и настроением. Уверены, его новая работа не станет исключением. 19 декабря 2020 года в петербургском театре «Мюзик-Холл» Александр в сопровождении симфонического оркестра «Северная Симфония» должен был прочитать произведение Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Но, увы, мероприятие было перенесено на 2021 год. Но перед премьерой мы задали артисту несколько вопросов.

Александр, говорят, что вы настоящий человек-оркестр. В декабре у петербуржцев будет возможность убедиться в этом? Что ждет их во время вашего шоу? Каким будет гвоздь программы?

Какой прекрасный и забытый слог – «гвоздь сезона, «гвоздь программы», «изюминка концерта», так никто уже не говорит… Спасибо вашему журналу, что так формулируете и с таким уважением относитесь к слову. Наверное, главный гвоздь – это то, что мы не благодаря, а вопреки будем выходить на сцену с огромным желанием жить и радоваться каждой возможности встречи с искусством, музыкой, с великими произведениями и с глубокоуважаемыми зрителями. Я очень люблю Санкт-Петербург, очень люблю жанр сказки с оркестром. Я очень люблю диалог со зрителями – уважительный, тонкий, добрый… И, наверное, главным гвоздем программы будет то, что мы будем созидать, будем внутри волшебства, потому что все нам говорит: «Сдайся, человек, опусти руки!» А мы не хотим сдаваться. Мы хотим радости, хотим удивительных ощущений от жизни, приятных, прекрасных! Наверное, мы сейчас все наблюдаем острую фазу борьбы света и тьмы, добра и зла. Недавно очень точно сформулировал Никита Михалков: «Зла в мире гораздо меньше, чем добра. Просто оно лучше организовано». А вот мы будем организовывать добро, мы будем подтягивать к радости, к свету и себя, и наших зрителей. И наша встреча – это, прежде всего, радость общения и чудо рождения музыки на расстоянии вытянутой руки. Оркестр, великое произведение – все располагает к тому, чтобы мы в этот день были счастливыми. Поэтому мы приглашаем всех на свидание со счастьем!

В одном интервью вы говорили: «Встаю утром, подхожу к зеркалу и декламирую: ''Ах, Саша, ты прекрасен, и я люблю тебя. И жизнь твоя прекрасна, живи ее любя! Все, что тебе нужно, само к тебе придет, и тот, кто тебе нужен, сам тебя найдет. В доб­рый путь, хорошего дня!''» И что, правда помогает?

Да, я действительно читаю это стихотворение очень часто. Мне его подарила однажды великая Марина Неёлова, когда я играл в театре «Современник». И мне кажется, очень важно человеку работать над своим настроением, над своим здоровьем, над своим счастьем, над своей жизнью. А потому каждое утро важно дать самому себе наставление.

-2

В этом году всем немного не до шуток – коронавирусная история многих выбила из колеи. А на вас как все это повлияло? Вы остались оптимистом?

Ну естественно, я же живой человек, поэтому всеобщая тревога вокруг, безусловно, мне не просто понятна и видна, она ощутима. Другое дело, что я не позволяю этой тревоге «взять себя за горло». Я развиваюсь, читаю, слушаю хорошую музыку. Я пытаюсь в каждом мгновении жизни найти сначала радость и благодарность. Я не подпускаю к себе испуг. И, конечно, с удвоенной силой хочу выходить на сцену, даже несмотря на то, что есть ограничения по рассадке, и в разных регионах это по-разному устроено… Даже если в зале будет сидеть один человек и мне позволят к нему выйти, я буду для него играть как для тысячи, как для аншлагового зала. Так и должен жить настоящий артист, это его призвание, а не только работа и запись в трудовой книжке.

Вы всегда улыбаетесь. А что может по-настоящему вас разозлить? И как вы с этим состоянием справляетесь? Бывают ли у вас моменты неуверенности в себе?

Все это естественные ощущения для каждого человека, данные свыше – разнообразные, калейдоскопичные, разноцветные. Человек не может быть всегда только в хорошем настроении, и, кстати, только в плохом тоже не может пребывать. Он не может быть все время неуверенным, есть вот эта синусоида... Другое дело, что эту кардиограмму можно подправлять. Поэтому гоню прочь все тревоги, неуверенности. Вижу цель – не вижу препятствий. Единственное, что могу сказать: я никогда не шел по головам, не расталкивал никого локтями, не унижал никого по дороге к своему счастью или мечте. Просто считаю, как Маяковский, что надо «светить всегда, светить везде до дней последних»… Поэтому вперед и только вперед!

У вас и как у актера, и как у ведущего собственное лицо и стиль. Вы этот стиль делали с кого-то или это все чистый эксклюзив? Кто ваши кумиры, на кого, возможно, хотелось быть похожим?

По поводу стиля и похожести, вы знаете, по-разному бывало... Но я никогда не жил по принципу: вот есть человек, и я его ставлю на пьедестал и все снимаю с него – его жесты, слова, одежду и так далее. Найти себя гораздо интереснее. Да, это труднее, но ценнее. Поэтому, безусловно, где-то что-то мне нравилось, где-то что-то я даже не осознанно, наверное, подсмотрел и запомнил, как, собственно, и очень многие творческие люди. Но когда идет преломление через себя, ты создаешь уже что-то свое, особенное. Если у меня есть свое лицо, то оно естественное – вот это самое главное. На экране, если я ведущий, то я чуть громче, чуть ярче, чем в жизни. Потому что в жизни я нормальный, спокойный, тихий и, в общем, даже незаметный человек, любящий носить простую одежду, какой-нибудь обычный свитер, майку... Меня, в общем, трудно, наверное, заметить. Но если я хочу, чтобы меня заметили, то, безусловно, я буду виден всем. А вообще примером для меня всегда был и остается Юрий Никулин. Невероятной популярности человек, невероятно любимый народом, сохранивший все самое лучшее в себе как человек и, более того, подаривший это другим людям. Созидающий, теплый, родной, жертвенный... Юрий Никулин для меня в этом смысле – вершина! Вот таким должен быть артист.

-3

Вы довольно часто пародируете своих коллег. Они на вас не обижаются? А если пародируют вас, как вы на это реагируете?

Я не пародист и не могу сказать, что в этом жанре достиг каких-то больших высот, я не кокетничаю. Что же касается пародий на себя, иногда что-то такое интересное бывало и в КВН, и в пародийных программах. Я не обижаюсь, мне кажется, что это даже какая-то фиксация того, что я в жизни что-то такое сделал и об этом знает огромное количество людей. Поэтому я рад, что кому-то интересен.

Вы много снимаетесь в кино, играете в театре, ведете телевизионные программы и мероприятия. Какое из этих занятий – любимое? В чем считаете себя наиболее успешным?

Самый часто задаваемый вопрос: что мне нравится больше – театр, кино, телевидение, пародии? Вы знаете, я без всего вышеперечисленного жить не могу. И стараюсь не предавать ни один из видов этого искусства. Вот эта смена деятельности помогает мне во всем быть честным. Поэтому, мне кажется, каждый зритель выбирает для себя своего Сашу Олешко. А еще подозреваю и даже уверен, что есть и те, кто понятия не имеют, кто я такой. Сейчас такой поток информации… Но есть зрители, которые очень внимательно следят за тем, что я делаю, и это очень приятно.

Гамлета вам играть никогда не хотелось. А кого хотелось сыграть, но это пока остается в планах?

По поводу несыгранных ролей вам любой актер скажет, что он хочет еще и еще работать, работать и еще раз работать... У меня есть свой список обязательных к исполнению ролей, но пока режиссеры почему-то не хотят меня в этом поддержать либо в планах театра такие произведения не значатся. Я хотел бы сыграть Фигаро, я хотел бы сыграть Хлестакова, я хотел бы сыграть Труффальдино.

А вот если представить себе такую ситуацию: вам дают одновременно две классные роли – в кино и в театре. Что выберете? Или будете работать «на разрыв аорты» и там, и там?

По поводу выбора между театром и кино, разрыва между ролями, вы знаете, я всегда жил на этом стыке. У меня всегда были параллельные предложения, и я всегда распределялся так, чтобы максимально успеть везде. Поэтому я снимаюсь и днем, и ночью, и опять ночью, и опять днем, и когда есть возможность работать, я с радостью и самоотверженно работаю.

Александр, как вы обычно отдыхаете? Какой предпочитаете отдых – пляжный или активный?

Я люблю «пенсионный» отдых. Я просто люблю гулять, люблю неспешно созерцать, я люблю валяться на солнце, люблю море... Но вы знаете, во время пандемии мы все так наотдыхались, что, мне кажется, хватит на несколько лет вперед. Поэтому хотелось бы, чтобы поскорее этот вирус как-то улетучился, перестал терзать людей, чтобы мы окрепли, и он перестал забирать жизни. Хочу вас еще раз поблагодарить за внимание ко мне и еще раз приглашаю на замечательное, волшебное наше свидание в Санкт-Петербурге и всем от души желаю здоровья! Вот уж точно, где мы все отдохнем душой – я на сцене, а вы в зрительном зале.

Подготовила Маргарита Цибульская