Первый этап завершили - вот вы с ребёнком определились с целью занятий, выбрали направление и преподавателя, назначили дату и время, узнали формат. Что дальше?
Перед первым занятием.
Для меня и дочери "преподготовка" стала очень важным элементом. Ведь принципиальное отличие онлайн занятий не только в дистанции между ребёнком и преподавателем, мой ребёнок находится дома в расслабленном состоянии, ей может быть сложно настроиться на серьёзный лад. Покажите и объясните, как именно будет проходить занятие: где будет сам ребёнок, куда смотреть, где будет преподаватель, что получится по итогам занятия (слепим кота, нарисуем русалку, например). Мне еще очень помогло тестовое подключение - можете разойтись по разным комнатам и позвонить друг другу по FaceTime, Skype или ZOOM, особенно в первый раз это вызывает полный восторг у детей. Важно объяснить ребёнку, что с другой стороны планшета находится живой человек, а не вымышленный персонаж из сказки, как в телевизоре. Будьте готовы к тому, что первое занятие вам стоит быть рядом, чтобы ребёнок почувствовал себя увереннее и меньше отвлекался.
Но это я сейчас такая умная, а вот наш первый урок английского с Юлей Бойко был совсем другим, ведь я почему-то решила, что дочь уже достаточно взрослая для самостоятельного первого занятия в новом формате
🤦♀️🤣
Моя семилетняя фея быстро сообразила, как выключить камеру, каталась на стуле по комнате вниз головой и вопила из дальнего конца: "Юля, я вас не слышу!!!" Затем отталкивалась от стены и с улюлюканьем ехала обратно к столу.
В итоге первые три урока я садилась в кресло (вне обзора камеры), вязала пледик. И внимательно слушала, как Юля вовлекает ребёнка в занятие и реагирует на шалости, как дочка отвечает, насколько быстро соображает, понятно ли ей занятие. В итоге Юле твёрдая пятёрка, особенно после того, как они цвета, одежду и животных учили на примере любимых персонажей мультиков (то есть Юля реально готовилась к уроку, потому что не всех персонажей она с ходу знала), было увлекательно даже для меня. Дочь демонстрировала внимание и интерес, без конфликтов делала домашние задания, втянулась в итоге.
К-концентрация внимания!
Существует проверенное многими и моим личным опытом правило: всё, что может отвлечь, отвлекает. Это касается не только рабочего пространства, в группу отвлекающих факторов попадают громкие звуки (телевизор/ пылесос/ телефон/ открытое окно и шум улицы), родственники и домашние животные. Если очень хочется, то можно познакомить преподавателя с любимым котом/собакой/морской свинкой в конце занятия. По опыту, на животных дети отвлекаются мгновенно, как на своих, так и на чужих.
У Юли кот. Такой мясистый симпатяга. Кот просто шёл мимо, никого не трогал, явно по своим кошачьим делам. Но дочь его узрела на периферии экрана и радостно завизжала: "КОООООТИК!"
Видимо, опыт общения с маленькими девочками у кота уже был, так что он мгновенно испарился, а вот эффект кошачьего присутствия остался. В итоге тема занятия была оперативно изменена на "домашние животные", так как никакие там "brother" и "sister" с котиками соревноваться просто не могут. Больше, кстати, кот на занятиях замечен не был, но мне кажется, что одна маленькая девочка всё ещё ждёт своего пушистого несостоявшегося друга.
Закрепление положительного опыта.
Мы все понимаем, что онлайн формат прочно входит в нашу жизнь и с каждым годом становится всё популярнее. Ребёнку в любом случае будет полезно с ним познакомиться хоть в игровом, хоть в образовательном формате. У нас (взрослых) есть свои критерии оценки эффективности подобных активностей, но я рекомендую обращать больше внимания на мнение вашего ребёнка. Качественная обратная связь принципиально важна каждому, особенно детям. Обязательно спросите, как по его/её мнению прошло занятие (даже если вы сидели рядом). Не стоит задавать закрытые вопросы, начните с открытых, например: “Что тебе сегодня особенно понравилось/не понравилось в тренировке по гимнастике?” , “Что нового ты сегодня узнала во время урока английского?”, “Что было самое сложное/весёлое/интересное во время занятия по лепке?” или “Что бы ты хотел рассказать папе/бабушке/сестре/друзьям про свой шахматный клуб?”
Если в ходе занятия дети делали что-то руками, интересуйтесь идеей, процессом изготовления и прочим, например: “Что это за деталь, как конкретно ты это сделал? Можешь показать?” или “Ого! Я и не представляла, что из бумаги можно сделать такие чудесные цветы! Давай сфотографируем и отправим бабушке!” Проявите неподдельный интерес, это однозначно сблизит вас и поможет лучше понимать друг друга. А у ребёнка появится положительный опыт занятий и в онлайне.
На фото русалка, которую на занятии с Дарьей Глиняной лепила дочь. У русалки, кстати, были дополнительно вылеплены наряды (пара разноцветных хвостов), друзья (черепаха, рыбки и морские звёзды) и сундук с затонувшими сокровищами. Всё это ещё несколько дней жило в ванной и скрашивало детскую утренне-вечернюю чистку зубов. Мы сочиняли истории её приключений, она помогала запихивать своих друзей и наследство в картонную коробочку, так как русалочки любят порядок, и в принципе была крайне полезным персонажем даже в формате 3 минут детского умывания.
Часто дистанционные занятия открывают новые возможности - мы попробовали рисовать по видео-урокам, заниматься с репетиторами, был даже опыт онлайн-квеста. Правы те, кто говорят, что мир уже не будет прежним, каким был до вируса, наша жизнь изменилась. Я не смогу водить ребёнка на английский к Юле очно, ведь Юля в Калининграде, а мы в Москве, не получится собрать детей на очный квест в день рождения, так как они на карантине, а мы самоизолировались на даче, разве это повод отменять праздник? А раз онлайн - это неизбежность, то давайте попробуем встретить эти новые обстоятельства с робким позитивом вместо лютой настороженности, составить собственное впечатление об этом формате на основе личного опыта.
Про рабочие, технические и физиологические лайфхаки онлайна я расскажу в третьей части статьи.