Проведение паспортизации отходов 1-4 классов опасности проводится во исполнение статьи 14 Закона «Об отходах производства и потребления» №89 –ФЗ. Стоимость – 5900 рублей за 1 отход. Сроки – от 1 дня. Это разработка экологических документов, касающихся характеристики опасных отходов, таких как:
- наименование,
- процесс образования,
- агрегатное состояние,
- компонентный и химический состав.
Кроме того, в состав паспортов входит комплекс материалов, целью которого является подтверждение отнесения отхода к определенному классу опасности. Также в паспортах могут отображаться рекомендуемые способы обращения с исследуемым видом отходов, требования для его транспортировки и рекомендации по безопасному обращению с ним.
Помимо ранее указанного Закона №89-ФЗ, паспортизация отходов также регламентирована Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», в составе, которого также содержится типовая форма, по которой формируются паспорта.
Кому и для чего требуется разрабатывать паспорта.
Проведение паспортизации отходов требуется всем предприятиям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в организациях которых образуются опасные отходы (I-IV класс). Сразу стоит отметить, что паспорта разрабатываются на каждый вид опасных отходов, образующихся на предприятии.
В процессе деятельности предприятия паспорта отходов требуются:
- для разработки проекта НООЛР,
- для проведения любых операций с образующимися отходами, (например, для передачи сторонним организациям на транспортирование и утилизацию),
- при оформлении специальных лицензий, дающих право работы с опасными отходами.
Не стоит забывать, что опять же паспорта могут быть затребованы при проверках, проводимых на предприятии контролирующими организациями.
Стоимость и сроки паспортизации отходов.
Заказываются паспорта предприятиями преимущественно у специализированных коммерческих организаций, что обусловлено опытностью их специалистов. При этом стоимость одного паспорта составляет 5900 рублей. В случае большого количества наименований отходов 1-4 классов опасности возможны существенные скидки.
Стоимость паспортизации отходов приведена под ключ:
- в цену входит проведение анализов компонентного состава отходов и получение протоколов с результатами,
- разработка материалов паспортизации,
- сдача документов в органы Роспортебнадзора и получение положительного результата рассмотрения.
В зависимости от вида и состава отхода, сроки разработки паспорта могут составить от одного дня, что особенно актуально в случае проверки компетентными органами.
Особенности паспортизации.
Определение класса опасности отхода происходит согласно приказу МПР РФ от 04 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». Также каждому наименованию отходов присваивается код согласно ФККО, утвержденному от 18.07.2014 г. №445.
Готовые паспорта утверждаются руководителем предприятия-заказчика и далее передаются в Росприроднадзор в уведомительном порядке для того, чтобы контролирующая организация проверила правильность определения класса опасности. Утвержденные паспорта согласно действующему законодательству действуют бессрочно. Исключение составляют случаи, когда на предприятии изменяется технологический процесс, в котором образовался отход. В таком случае паспорт требует переоформления.
Второй случай по ограничению действия паспорта – когда отход, для которого он разрабатывался не входит в состав ФККО и тогда сроки ограничиваются сроками включения отхода в каталог.
Этапы разработки материалов паспортизации отходов.
Разработку паспортов можно разделить на несколько этапов.
Первым их них будет проведение на предприятии инвентаризации мест образования отходов. Это позволит выявить все наименования образующихся в процессе производственной деятельности отходов. Важным является выявление и дальнейшее указание технологического процесса, результатом проведения которого и стало образование опасного отхода.
Далее заключается договор с лабораторией на проведение анализа химического состава выявленных отходов. Как говорилось ранее, обычно эти работы производятся исполнителем, являющимся разработчиком паспортов. Однако, если заказчик решит самостоятельно работать с лабораторией, не стоит забывать, что у нее должен быть аттестат аккредитации, подтверждающий возможность проведения лабораторией необходимых видов анализов. Лабораторией составляется акт отбора проб, который в дальнейшем прикладывается к паспортам.
После того, как разработчик получает готовые и заверенные печатью протоколы из лаборатории, им производится расчет класса опасности отходов в соответствии со степенью его влияния на окружающую среду.
Следующим этапом производится компоновка документов, содержащих информацию об отнесении отхода к определенному классу опасности.
Готовый пакет документов заверяется руководителем предприятия и направляется в органы Росприроднадзора.
Если отход входит в состав ФККО, представленные документы соответствуют правилам, Росприроднадзор ставит отметку о принятии паспортов отходов. Письмо с отметкой прикладывается к оригиналам паспортов. Этот пакет является подтверждением прохождения паспотизации.
Если отход ранее не был занесен в каталог, то документы по определению его класса опасности могут быть рассмотрены в течение 90 суток. Как правила процедура затягивается до года. В связи с этим зачастую есть смысл дождаться обновления состава ФККО, которое происходит ежемесячно. Возможно, в новом составе будет присутствовать необходимый отход.
Исходный пакет документов.
Для того чтобы исполнитель успешно разработал и согласовал паспорта отходов 1-4 класса опасности, от заказчика требуется предоставить определенный пакет документов. В него войдут:
- уставные документы и реквизиты предприятия,
- контактная информация,
- сведения о руководителе и ответственных за систему обращения с отходами лицах.
Все это также указывается в паспортах, и без соответствующих копий необходимые сведения не будут занесены в итоговые документы.
Если на предприятии существуют утвержденные лимиты, информацию о них также требуется предоставить разработчику.
Помимо вышеперечисленного, разработчику потребуется полное описание технологии, необходимое для выявления мест образования отходов. В свой черед понадобятся сведения об используемом в производстве сырье и материалах, так как некоторые из них могут утратить свои потребительские свойства и также перейти в категорию таких, для которых также потребуется разработка паспортов.
Кроме того, предприятие предоставляет сведения о местах временного хранения и размещения отходов.
И в завершении подготавливается информация о предприятиях, которые осуществляют обезвреживание, использование, утилизацию и другие способы обращения с отходами на договорной основе.
Переоформление старых паспортов отходов по новым правилам.
Во многих организациях, до выхода новой версии классификатора отходов, уже были согласованные паспорта. В настоящее время они требуют переоформления в соответствии с актуальным законодательством и установленными порядками. Для утверждения таких паспортов заказчику потребуются их старые версии, а также материалы, обосновывающие присвоенный им ранее класс опасности. И если раньше срок действия старых паспортов был ограничен, то в случае переоформления они уже будут действовать на предприятии бессрочно.
Как показывает практика, прежние протоколы оказываются очень старыми. В таком случае паспортизация отходов осуществляется с нуля.
Ответственность за отсутствие на предприятии паспортов.
В случаях, если на предприятии отсутствуют паспорта опасных отходов, оно может быть привлечено к финансовой ответственности согласно «Кодексу об административных правонарушениях», либо возможно прекращение деятельности предприятия на срок до 90 суток. Основной статьей, регламентирующей ответственность предприятия в случае отсутствия паспортов опасных отходов, является статья 8.2, согласно содержанию которой штраф для юрлиц может составить от 100 до 250 тысяч рублей.
На практике контроль за наличием материалов паспортизации осуществляет не только департамент Росприроднадзора, но и прокуратура. Также их наличие требуется для участия в тендерах таких организаций, как Газпром, Роснефть, Сбербанк и другие.